100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: самолет-амфибия А-40 «Альбатрос»
19 Декабря 2018
Буксировочные испытания модели самолета-амфибии А-40 в гидроканале ЦАГИ
Многоцелевой самолет-амфибия А-40 «Альбатрос» совершил свой первый полет 8 декабря 1986 г. Созданный специалистами Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Г.М. Бериева при активном научном содействии ЦАГИ самолет стал выдающимся явлением в мировой гидроавиации.
Машина изначально предназначалась для противолодочной обороны, но уже на стадии разработки и проектирования были предусмотрены модификации гражданского и двойного назначения: поисково-спасательная, грузопассажирская, противопожарная. Целый ряд новых технических решений, найденных в содружестве конструкторов и ученых, впервые в истории авиации позволил морскому самолету вплотную приблизиться по уровню аэродинамических характеристик к «сухопутным» аналогам. При этом лодка уникально большого удлинения (свыше 13,6) с днищем переменной поперечной килеватости, высокоэффективная механизация крыла, оснащенная автоматической системой довыпуска закрылков после преодоления «горба» сопротивления и их уборки непосредственно после посадки на воду, использованный в качестве средства гашения угловых колебаний при движении по волнам аэродинамический демпфер в канале тангажа обеспечили самолету исключительную мореходность. Необходимо упомянуть и предназначенную для противопожарных модификаций высокоэффективную систему забора воды с поверхности водоемов на скоростях
В процессе отработки компоновки «Альбатроса» в гидроканале ЦАГИ было выполнено около 10 тысяч буксировок моделей. Впервые в отечественной практике гидросамолетостроения интегральная проверка технических решений осуществлялась на Иваньковском водохранилище с помощью самоходных летающих моделей. Состоялось около 50 полетов моделей масштаба 1:10 и 1:13.
А-40 впервые представили публике в 1989 году на авиационном празднике в Тушине. Затем он участвовал во множестве демонстраций в стране и за рубежом, включая Международный авиакосмический салон в Ле Бурже в 1991 г. Демонстрации самолета неизменно сопровождались восторженными отзывами специалистов и публики, особенно отмечавшей изящество и красоту новой машины.
Еще в ходе испытаний А-40 установил свыше 140 официально зарегистрированных мировых рекордов. Несмотря на то, что самолет так и не поступил в массовое производство, все использованные в компоновке А-40 новые решения были в полном объеме применены на серийном самолете-амфибии Бе-200.