Прочность
С момента зарождения отечественной авиации ЦАГИ стал основной базовой организацией, в которой ведутся систематические исследования по обеспечению прочности ЛА. На основе проводимых теоретических расчетно-экспериментальных работ по анализу и систематизации результатов специальных летных испытаний, а также обобщения опыта эксплуатации авиационной техники в ЦАГИ совместно с другими организациями создаются различные нормативно-технические документы, по которым производится сертификация ЛА. Институт имеет богатый опыт проектирования и изготовления динамически и упруго подобных моделей объектов и располагает современными методиками исследования явлений аэроупругости в аэродинамических трубах на дозвуковых, трансзвуковых и сверхзвуковых скоростях. Специалистами ЦАГИ разработана новейшая методика исследования поведения ЛА на дофлаттерных режимах. Экспериментальные методы дополняются численными методами. В ЦАГИ созданы комплексы программ, позволяющие оперативно и своевременно получать математическую упруго-массовую модель исследуемой конструкции, достаточно адекватно описывающую поведение реального объекта. Сформированы оригинальные алгоритмы определения нестационарных аэродинамических сил, действующих на колеблющиеся несущие поверхности в широком диапазоне эксплуатационных условий. Экспериментальная база ЦАГИ позволяет проводить наземные частотные испытания конструкций, уточняющие результаты расчетных и трубных исследований аэроупругости планера ЛА и системы автоматического управления. |
Одной из основных проблем в области прочности современных самолетов и вертолетов является обеспечение ресурса их конструкций.
Для достижения высоких характеристик усталости и живучести проводятся обширные исследования:
- методик расчета местного и локального НДС;
- долговечности, скорости роста усталостных трещин и остаточной прочности;
- методов линейной механики разрушений;
- характеристик усталости и трещиностойкости основных конструкционных материалов, в том числе при повышенных температурах;
- прочности, усталости и живучести элементов из КМ с учетом климатических воздействий;
- системы обеспечения ресурса проектируемых самолетов и безопасной эксплуатации стареющих самолетов.
Среди наиболее значимых прикладных работ комплекса прочности ЦАГИ, проведенных за последнее время, можно отметить такие, как определение параметров конструкции крыла обратной стреловидности самолета С-37, обоснование прочности при климатических воздействиях крупногабаритных композитных агрегатов Ту-204, анализ форм потери устойчивости элементов фюзеляжа Ил-114.