ASTEC: прелюдия к Международному авиационно-космическому салону
30 Августа 2013
26 августа 2013 года в Центре Международной Торговли (г. Москва) с пленарного заседания начал свою работу международный научно-технический симпозиум «Авиационные технологии XXI века» (ASTEC’2013), организованный ЦАГИ. Пленарное заседание, предваряющее МАКС-2013, собрало свыше 200 участников — сотрудников и руководителей ведущих научно-исследовательских предприятий из России и зарубежных стран. В рамках ASTEC’2013 пройдет 12 научных конференций, входящих в деловую программу международного авиасалона и посвященных разным направлениям развития авиации, начиная с материаловедения и заканчивая беспилотными летательными аппаратами.
Открыл пленарное заседание генеральный директор ЦАГИ, член-корреспондент РАН Борис Алёшин. В своем приветственном слове он отметил: «Роль, которая отводится сегодня в мире и России научным организациям, чрезвычайно велика. На протяжении последних лет мы пытались организовать так авиационную науку, чтобы можно было заглядывать за горизонты. Но до последнего времени мы жили обремененные обстоятельствами: то не хватало порядка, то денег, а иногда и того и другого. Сейчас мы проходим ту фазу, когда и того, и другого достаточно, но мы обнаружили нехватку взвешенных, смелых взглядов, смотрящих в будущее, причем прилично — лет на 30. И в ходе нашего симпозиума важно этот взгляд сформировать, что будет отражено в итоговом документе: меморандуме или декларации».
Симпозиум «Авиационные технологии XXI века» проходит одновременно с саммитом Международного форума по авиационным исследованиям (IFAR). В этом году Россия удостоена чести принимать высоких гостей, значимых персон — руководителей государственных научно-исследовательских организаций из 24 стран, которые являются членами IFAR и играют определяющую роль в формировании направлений развития авиации для своих наций.
Один из основателей и председатель IFAR Йоахим Зодрух подчеркнул: «IFAR официально существует с 2010 года. И сегодня в рамках саммита мы затрагиваем такие вопросы, как экологичность воздушного транспорта, снижение шума, использование альтернативных видов топлив и т.д. В этом году основная тема нашей встречи — это будущее IFAR и авиации в целом. Полагаю, что многие участники форума порадуют нас своими предложениями. Надеюсь, что мы получим удачное сочетание российских, американских и европейских идей и сможем совместно и продуктивно поработать над будущим мировой авиационной науки».
О краткосрочных и долгосрочных планах и перспективах Правительства России по развитию авиации рассказал Директор департамента авиационной промышленности Минпроторга Андрей Богинский. В своем выступлении он заметил: «Симпозиум является площадкой для открытого обсуждения, для раскрытия коллективного разума. Именно такие свободные волеизъявления учеными своих мыслей дают возможность получить высокие результаты. Уверен, что подписание совместной декларации ведущими мировыми предприятиями действительно станет заметным событием в авиационном сообществе и одним из ярчайших — в деловой программе МАКС-2013».
Открыл содержательную часть пленарного заседания исполнительный директор ЦАГИ, член-корреспондент РАН Сергей Чернышев. В своем докладе под названием «Будущее авиации и основные вызовы для авиационной науки» он рассказал о разработках института в области перспективного проектирования, об участии в международных проектах, об использовании инновационных технологий при создании самолетов будущего.
28 августа на МАКС-2013 состоялось подписание декларации между ЦАГИ и IFAR:
Декларация
о стратегическом партнерстве ведущих мировых исследовательских организаций в ответ на глобальные вызовы по авиационной мобильности, экологичности и безопасности авиатранспортных систем
по итогам Саммита IFAR в г.Москве,
Международный форум по авиационным исследованиям (IFAR), основанный в 2010 году, является единственным в мире добровольным объединением государственных научно-исследовательских авиационных организаций. IFAR создан как платформа для координации научных исследований организаций-членов в ответ на глобальные вызовы, стоящие перед мировой гражданской авиацией. В настоящее время IFAR объединяет научные организации из 24 стран мира с общим числом исследователей около 40,000 человек.
По случаю Международного авиационно-космического салона (МАКС) в Москве прошел очередной Саммит IFAR. Организатором Саммита выступил Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е.Жуковского (ЦАГИ).
Участники Саммита IFAR 2013 приняли решение объединить свои усилия в решении научно-технических задач в области новых технологий авиастроения и процедур ОрВД, направленных на рост эффективности авиатранспортной системы, уменьшения ее воздействия на окружающую среду (в том числе с применение альтернативных видов авиационного топлива), повышение безопасности полетов, а также системной работы по повышению авиационной мобильности с целью удовлетворения прогнозируемого роста авиационных перевозок.
Для практической реализации данных целей члены IFAR договорились создать специализированные комитеты с участием заинтересованных участников.
IFAR также намерен усилить работу с молодыми учеными и инженерами в сфере подготовки, поощрения и продвижения по карьерной лестнице.
Участники IFAR договорились продолжить традицию проведения Саммитов на ежегодной основе и организовать следующий Саммит ноябре 2014 г. в Чжухае (Китай).