Победная летопись ЦАГИ: учёный в области механики и гидродинамики Георгий Логвинович
22 сентября 2025
Учёный в области механики и гидродинамики, академик АН УССР, профессор Георгий Владимирович Логвинович родился в 1913 году. После окончания физического факультета МГУ в 1935 году и призыва на военную службу он находился сначала в химвойсках, затем работал на предприятиях авиационного профиля, а в 1938 году перешёл в судостроительную промышленность.
В годы Великой Отечественной войны в качестве офицера Минно-торпедного управления ВМФ по служебным делам Г.В. Логвинович находился на боевых кораблях в Белом, Балтийском, Чёрном и Каспийском морях, в Тихом океане. На подводной лодке ходил в Турку и Хельсинки. Корабли, на которых он служил, получали прямые попадания бомб и оказывались под торпедной атакой. Г.В. Логвинович был участником операций «Северный конвой» по проводке англо-американских караванов морских судов в Архангельск. Он участвовал в натурных испытаниях разработанного под его руководством корабельного минного охранителя в 1941 году, а также в создании плавающих фугасов для подрыва речных переправ противника. За боевые заслуги был удостоен орденов «Отечественной войны» II степени, «Красной Звезды», медалей «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией».
Член Национального комитета по теоретической и прикладной механике СССР, председатель Научного совета по проблемам гидродинамики при президиуме РАН Г.В. Логвинович, работая в ЦАГИ в послевоенное время, возглавлял исследования, связанные с вопросами гидродинамики скоростного движения под водой и вооружения Военно-морского флота. В 1945 году инженер-майор Г.В. Логвинович пришёл на работу в ЦАГИ, а в конце 1946 года под его руководством начались прикладные исследования вопросов кавитации торпедного оружия. Он был создателем уникальных ракет для подводных лодок, разработанных на основе сформулированного им принципа независимости расширения развитой каверны. В 1960 году Г.В. Логвинович подготовил доклад командованию ВМФ о том, что достижения в области гидродинамики больших скоростей в сочетании с высокоэффективным прямоточным гидрореактивным двигателем принципиально позволяют создать уникальную высокоскоростную кавитирующую подводную ракету. Тогда же он стал научным руководителем проекта по созданию ракеты-торпеды, развивающей скорость до 200 узлов (программа «Шквал»). За свои выдающиеся послевоенные разработки Г.В. Логвинович был удостоен Ленинской премии СССР и двух премий имени Н.Е. Жуковского.
Подготовлено по материалам очерка Г.А. Амирьянца «Фронтовики на передовой авиационной науки» Все материалы медиапроекта «Победная летопись ЦАГИ»