Победная летопись ЦАГИ: аэродинамическая труба Т-106
21 июля 2025
В июле 1938 года в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского началось строительство Т-106 — трубы больших скоростей и переменной плотности, предназначенной для обеспечения создания скоростной боевой авиации, в том числе и самолётов далёкой перспективы. Великая Отечественная задержала её ввод в эксплуатацию на несколько лет. Первый промышленный пуск состоялся лишь спустя пять лет — в мае 1943 года. Именно из аэродинамической трубы Т-106, по словам одного из отцов — создателей установки учёного-аэродинамика, академика С.А. Христиановича, «впоследствии буквально „вылетела“ реактивная авиация».
В октябре 1941 года основное оборудование установки было демонтировано, а корпус трубы был подготовлен к взрыву. Основную часть оборудования отправили в Новосибирск, остальное — в Казань. Восстановительные работы по Т-106 в ЦАГИ начались уже в январе 1942 года. Сначала была возобновлена деятельность больших аэродинамических труб Т‑101, Т‑104, затем — Т-106.
Уже в декабре 1942 года Т-106 была сдана в эксплуатацию, с января по май 1943 года в ней велась интенсивная пуско-наладочная деятельность. Летом того же года начались полномасштабные эксперименты.
Первым объектом испытаний стал истребитель Як-1М (будущий Як-3), для которого вопросы трансзвуковой аэродинамики крыла на режимах пикирования уже приобрели актуальность. С 1943 года все самолёты проходили испытания в Т-106 на определение уровня аэродинамического качества и определение характеристик устойчивости на околозвуковых режимах. К 1945 году в ЦАГИ были разработаны новые «скоростные» профили крыла, нашедшие применение на первых отечественных реактивных самолётах, созданных в СССР сразу после войны.
В настоящее время Т-106, прошедшая серию модернизаций, является старейшей в мире действующей трансзвуковой аэродинамической трубой и продолжает оставаться одной из самых востребованных установок института. В ней проходят исследования летательных аппаратов различного назначения в диапазонах больших дозвуковых и трансзвуковых скоростей.
Все материалы медиапроекта «Победная летопись ЦАГИ»