Шум самолета как научный вопрос: ученые ЦАГИ на конференции «Акустика среды обитания»
4 Июня 2024
При создании современного воздушного транспорта специалисты стремятся минимизировать его воздействие на окружающую среду. В числе первостепенных задач — борьба с таким нежелательным явлением, как авиационный шум. Поиск ее решений — одно из направлений деятельности Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Актуальные результаты такой работы были представлены на площадке IX Всероссийской конференции молодых ученых и специалистов «Акустика среды обитания». Мероприятие состоялось
Конференция открылась вступительной лекцией начальника отделения аэроакустики и экологии летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ», доктора физико-математических наук Виктора Копьева. Он рассказал об исследованиях института, нацеленных на уменьшение уровня шума летательного аппарата как на местности, так и внутри воздушного судна.
«Обеспечение снижения шума летательного аппарата на местности и акустического комфорта в пассажирском салоне и кабине экипажа невозможно без ясного понимания природы возникновения шума. Своевременно, на этапе проектирования, преодолеть нежелательные акустические эффекты позволяют испытания, которые проводятся на уникальных установках ЦАГИ. В ходе экспериментов мы измеряем уровень шума и можем локализовать его конкретные источники. Традиционно ими выступают силовая установка летательного аппарата, в том числе открытый ротор и несущие винты, а также элементы планера, обтекаемые потоком, шум взаимодействия и т.д.», — отметил Виктор Копьев.
Отвечая своей основной цели — продемонстрировать и обсудить научные достижения нового поколения специалистов в области аэроакустики — мероприятие позволило рассказать о результатах своей работы молодым ученым и аспирантам ЦАГИ (М.Демьянов, В.Башкатов), а также будущим выпускникам МФТИ, проходящим практику в центре авиационной науки (А.Бражкин, И.Миронюк, А.Петров). В представленных ими докладах нашли отражение передовые научные подходы к проблеме шума — например, исследования возможностей звукопоглощающих конструкций при создании экологичного воздушного транспорта. Основным решением здесь является облицовка каналов двигателя звукопоглощающими конструкциями и оптимизация их свойств для уменьшения шума силовой установки. Также специалисты ЦАГИ поделились с научным сообществом своими результатами в области численного моделирования струйных течений, исследований влияния на уровень шума летательного аппарата одиночного винта и открытого ротора, проблемы многомикрофонных акустических измерений и т.д.
IX Всероссийская конференция «Акустика среды обитания» была посвящена