Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG

Противодействие коррупции

Версия для печати

Шум самолета как научный вопрос: ученые ЦАГИ на конференции «Акустика среды обитания»

4 Июня 2024

  • Фотография предоставлена организаторами конференции (Photo Courtesy by Conference Organizers) Фотография предоставлена организаторами конференции (Photo Courtesy by Conference Organizers)
  • Фотография предоставлена организаторами конференции (Photo Courtesy by Conference Organizers) Фотография предоставлена организаторами конференции (Photo Courtesy by Conference Organizers)
  • Фотография предоставлена организаторами конференции (Photo Courtesy by Conference Organizers) Фотография предоставлена организаторами конференции (Photo Courtesy by Conference Organizers)
  • Фотография предоставлена организаторами конференции (Photo Courtesy by Conference Organizers) Фотография предоставлена организаторами конференции (Photo Courtesy by Conference Organizers)

При создании современного воздушного транспорта специалисты стремятся минимизировать его воздействие на окружающую среду. В числе первостепенных задач — борьба с таким нежелательным явлением, как авиационный шум. Поиск ее решений — одно из направлений деятельности Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Актуальные результаты такой работы были представлены на площадке IX Всероссийской конференции молодых ученых и специалистов «Акустика среды обитания». Мероприятие состоялось 23–24 мая в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Конференция открылась вступительной лекцией начальника отделения аэроакустики и экологии летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ», доктора физико-математических наук Виктора Копьева. Он рассказал об исследованиях института, нацеленных на уменьшение уровня шума летательного аппарата как на местности, так и внутри воздушного судна.

«Обеспечение снижения шума летательного аппарата на местности и акустического комфорта в пассажирском салоне и кабине экипажа невозможно без ясного понимания природы возникновения шума. Своевременно, на этапе проектирования, преодолеть нежелательные акустические эффекты позволяют испытания, которые проводятся на уникальных установках ЦАГИ. В ходе экспериментов мы измеряем уровень шума и можем локализовать его конкретные источники. Традиционно ими выступают силовая установка летательного аппарата, в том числе открытый ротор и несущие винты, а также элементы планера, обтекаемые потоком, шум взаимодействия и т.д.», — отметил Виктор Копьев.

Отвечая своей основной цели — продемонстрировать и обсудить научные достижения нового поколения специалистов в области аэроакустики — мероприятие позволило рассказать о результатах своей работы молодым ученым и аспирантам ЦАГИ (М.Демьянов, В.Башкатов), а также будущим выпускникам МФТИ, проходящим практику в центре авиационной науки (А.Бражкин, И.Миронюк, А.Петров). В представленных ими докладах нашли отражение передовые научные подходы к проблеме шума — например, исследования возможностей звукопоглощающих конструкций при создании экологичного воздушного транспорта. Основным решением здесь является облицовка каналов двигателя звукопоглощающими конструкциями и оптимизация их свойств для уменьшения шума силовой установки. Также специалисты ЦАГИ поделились с научным сообществом своими результатами в области численного моделирования струйных течений, исследований влияния на уровень шума летательного аппарата одиночного винта и открытого ротора, проблемы многомикрофонных акустических измерений и т.д.

IX Всероссийская конференция «Акустика среды обитания» была посвящена 110-летию со дня рождения Е.Я. Юдина — ученого в области аэроакустики, стоявшего у истоков развития данного направления в ЦАГИ. При его непосредственном участии были разработаны подходы к решению вопросов снижения шума пассажирских воздушных судов на местности, выданы рекомендации на аэродромные глушители шума реактивных самолетов и т.д.

Пресс-служба ЦАГИ
(495) 556-40-32
(495) 556-40-38
press@tsagi.ru

Вернуться к списку

Яндекс.Метрика