День воздушного флота России: ЦАГИ – для авиации страны
19 Августа 2022
21 августа Россия отметит День воздушного флота — профессиональный праздник специалистов, связавших свою жизнь с авиацией.
Авиация имеет особое значение для транспортного сообщения, связанности территорий нашего государства. Это направление играет ключевую роль в развитии российской промышленности. Принципиально значимым оно предстает в контексте ключевых трендов современности и основных задач Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации, объявленного руководством страны.
В современную эпоху с ее непростыми политическими реалиями формируется новая стратегия развития отрасли с опорой на собственные ресурсы. Нынешняя ситуация, в которой оказалось российское самолетостроение, дает возможность для выхода на принципиально новый уровень в плане реализации отечественного технологического, научного и промышленного потенциала.
Государство оказывает всемерную поддержку авиационным предприятиям, научно-исследовательским организациям, конструкторским бюро как для преодоления текущих сложностей, так и на перспективу. Благодаря этим беспрецедентным мерам уже сейчас в авиастроении полным ходом наращиваются импортонезависимые производства и создается технологический суверенитет.
Свой вклад в формирование экономической, финансовой и технологической независимости российской авиации вносит коллектив Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).
«Сегодня как никогда важно обеспечить будущее авиаотрасли, подкрепив его надежным фундаментом исследований и разработок. Именно это и является базовой миссией ЦАГИ, который традиционно находится в авангарде научной мысли. На площадке института решается широчайший перечень научных задач, в том числе — в области аэро- и гидродинамики, прочности, динамики полета, аэроакустики», — подчеркивает генеральный директор ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало.
Ярким примером такой деятельности служат работы по замене импортных полимерных композиционных материалов на отечественные в конструкции пассажирского самолета МС-21. Разработаны программы испытаний образцов и агрегатов летательного аппарата, новые технологии исследований, созданы специальные испытательные установки.
Полным ходом идет подготовка к проведению прочностных испытаний авиалайнера SSJ NEW c агрегатами отечественного производства; ведутся исследования по улучшению аэродинамических характеристик этого самолета.
Двигателестроение — еще одно крупное направление в части импортозамещения. Ученые ЦАГИ принимают активное участие в проектах по замене зарубежных двигателей на российские в составе воздушных судов МС-21 и SSJ NEW. Вырабатываются рекомендации по улучшению местной аэродинамики самолета и интеграции с двигателем и многое другое.
Не первый год в институте ведется проект, посвященный многоцелевому самолету для региональных и местных авиаперевозок «Байкал». Для обеспечения первого полета проведена экспертиза расчетно-экспериментальных материалов и подготовлены соответствующие заключения по аэродинамике и динамике полета, прочности и аэроупругости.
Работа на перспективу в интересах создания новых летательных аппаратов является основополагающим вектором деятельности ведущего центра авиационной науки с мировым именем. В фокусе внимания специалистов института — создание сверхзвукового гражданского воздушного судна с низким уровнем экологического воздействия, самолеты транспортной категории интегральных схем с силовыми установками нового поколения, а также летательные аппараты вертикального взлета и посадки с гибридными электрическими силовыми установками.
Будущее авиации — это опора на многолетние традиции научной школы и новаторские идеи современного поколения специалистов. Именно таким курсом следует ЦАГИ, создавая новые решения и технологии в интересах страны и ее воздушного транспорта.