В ЦАГИ прошел Международный семинар IFAR по сверхзвуковому транспорту нового поколения
11 Января 2022
Научный центр мирового уровня «Сверхзвук» (НЦМУ «Сверхзвук»), координатором которого является Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), провел Международный семинар IFAR по сверхзвуковому транспорту нового поколения (IFAR International Workshop on Next Generation Supersonic Transport).
Организатором международного мероприятия выступила немецкая компания «Тельзис» (Thelsys GmbH), которая специализируется на международных научных мероприятиях и тренингах для ученых в области авиационных исследований, при поддержке Международного форума по авиационным исследованиям IFAR. Местом проведения стала инновационная площадка — Технопарк ЦАГИ, который принимает мероприятия IFAR с 2019 года.
Модератором семинара выступил почетный председатель IFAR профессор Йоахим Зодрух (Joachim Szodruch). Европейскую сторону также представили профессор кафедры машиностроения и аэрокосмической техники Туринского политехнического университета Роберта Фузаро (Roberta Fusaro), эксперт по сверхзвуковому транспорту DLR Бернд Либхард (Bernd Liebhardt), директор-основатель Института системных архитектур в аэронавтике DLR Бьорн Нагель (Bjorn Nagel), а также руководитель направления Института системных архитектур в аэронавтике DLR Праджвал Шива Пракаша (Prajwal Shiva Prakasha).
ЦАГИ на семинаре представили генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало, а также научный руководитель института, руководитель лаборатории № 1 НЦМУ «Сверхзвук» «Аэродинамика и концептуальное проектирование сверхзвукового пассажирского самолета с низким звуковым ударом», академик РАН, экс-председатель IFAR Сергей Чернышев.
В приветственной речи Кирилл Сыпало отметил, что семинар IFAR является знаковым событием в рамках программы мероприятий НЦМУ «Сверхзвук». «Данный семинар стал отличной площадкой для взаимодействия ведущих иностранных ученых в области сверхзвукового полета и российских молодых специалистов. Он также показал необходимость междисциплинарного подхода к исследованиям и регулярного обмена информацией между лабораториями для консолидированной постановки целей, создания успешной стратегии их достижения и отслеживания общего уровня прогресса», — подчеркнул Кирилл Сыпало.
Выступающие из ЦАГИ, ПФИЦ УрО РАН, ИПУ РАН и иностранные ученые представили ряд докладов по направлениям исследований, однако ключевым событием стала интерактивная сессия для молодых специалистов, которая состоялась во второй день семинара. Помимо профессора Зодруха модераторами выступили Бьорн Нагель и Праджвал Шива Пракаша, которые имеют богатый опыт организации молодежных мероприятий в аэрокосмической сфере, а также сами являются молодыми специалистами.
В рамках группового задания участники разделились на группы и в режиме реального времени работали над мини-проектами по следующим тематикам: экономические и летно-технические требования к летательным аппаратам; первый этап в процессе проектирования; исходная технологическая «дорожная карта» (объем работ и время); требуемая технологическая инфраструктура (программное и аппаратное обеспечение и т.д.).
В рамках данной сессии участники смогли обсудить не только вопросы в рамках своих тематик, но и прокомментировать прогресс своих коллег. По окончании сессии молодые ученые представили и защитили проекты, которые впоследствии станут частью аналитического отчета по результатам семинара, а также, возможно, и основой для будущих молодежных мероприятий IFAR.
Идеологом создания и координатором НЦМУ «Сверхзвук» выступает ФГУП «ЦАГИ». Помимо ФГУП «ЦАГИ», в состав НЦМУ «Сверхзвук» входят ФГУ ФИЦ «Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша» РАН, ФАУ «ЦИАМ имени П.И. Баранова», ФГУП «ГосНИИАС», МАИ, МГУ имени М.В. Ломоносова, ФГБУ «ПФИЦ УрО РАН». Проект реализуется с 2020 по 2025 год. Планируемые результаты деятельности НЦМУ «Сверхзвук» — инновационные конфигурации сверхзвукового пассажирского самолета с низким уровнем звукового удара и шума, технология многокритериального проектирования летательного аппарата, система отображения информации на базе технического зрения, AR (технология дополненной реальности) в кабине пилота и др.
Мероприятия проводились в рамках реализации Программы создания и развития НЦМУ «Сверхзвук» на