Т-106: установка на Победу
27 Апреля 2020
Первый пуск. Начальник лаборатории Т-106 Иван Горский, 1943 год.
К началу Великой Отечественной войны стало ясно, что дальнейшее развитие летно-технических характеристик самолетов с воздушными винтами невозможно. Увеличение скорости полета обещало применение реактивных двигателей, потому важнейшим направлением в исследованиях ЦАГИ стал вопрос преодоления звукового барьера, а для этого требовалось совершенствование технической базы.
К созданию аэродинамической трубы Т-106 приступили в 1938 году, в июле 1943 года состоялся первый промышленный пуск установки. Это могло произойти и раньше, если бы не наступление гитлеровских войск на Москву: в октябре 1941 года строительство приостановили, все оборудование было собрано для перевоза в Новосибирск, а здание трубы подготовили к минированию, чтобы ничего не досталось врагу. Работы возобновились лишь в апреле 1942 года после возвращения ученых и инженеров из эвакуации.
Масштабный проект требовал невероятной отдачи от всех, кто был к нему причастен. «Рабочие помещения отапливались лишь настолько, чтобы не заморозить
систему отопления. Вся смена укладывалась поперек рабочей части, металлические стенки которой нагревались во время работы. Если при этом удавалось под голову положить брезентовый чехол с модели из препараторской, то „комфорт“ был полный», — вспоминал один из сотрудников института К.П. Петров.
Коллектив ЦАГИ колоссальным трудом сумел создать экспериментальную установку, опередившую время. Попытка объединить характеристики трубы больших скоростей и трубы переменного давления для максимально достоверного воспроизведения натурных условий определили её облик: закрытая рабочая часть, герметичный контур, двухступенчатый компрессор. Отсутствие доступа к модели и измерительным устройствам во время эксперимента дало мощный толчок к разработке аппаратуры с дистанционным управлением.
Институт обрел трубу, из которой впоследствии «вылетела» вся реактивная авиация. С 1943 года все самолеты проходили испытания в Т-106 на определение уровня аэродинамического качества, а в 1945 году в ЦАГИ были разработаны новые, «скоростные» профили крыла, нашедшие применение на первых отечественных реактивных самолетах, созданных в СССР сразу после войны.