ЦАГИ в предвоенные годы
16 Апреля 2020
«Впредь практиковать непременную отработку в ЦАГИ каждого принимаемого в серию нового самолета и прикрепление научных сотрудников ЦАГИ, ответственных за его усовершенствование», — такой приказ Наркома авиационной промышленности СССР вышел в октябре 1940 года.
Битва за конкурентные преимущества авиационной техники началась задолго до Великой Отечественной войны. Скорость крылатых машин росла, во многом благодаря бурному развитию моторостроения.
По мере увеличения скорости возрастала удельная нагрузка на крыло, и перед институтом встала первоочередная задача повысить управляемость, маневренность и надежность советского воздушного флота.
Её решению существенно способствовало появление современной экспериментальной базы в подмосковном поселке Стаханово. В апреле 1932, когда необходимость расширения испытательного комплекса института, занимавшего уже целый квартал между улицами Радио, Бауманской и прилегающими переулками Москвы, стала очевидной, было принято кардинальное решение о создании «нового» или «Большого» ЦАГИ.
Дальше события развивались так: в октябре 1933 утвердили генеральный план первой очереди, в январе 1934 при институте было организовано Управление строительством, в раннем 1935 начались работы на местности, а в 1937 масштабная стройка оказалась под угрозой срыва, которого, к счастью, удалось избежать, притом, не без личного вмешательства товарища Сталина.
И хотя фактически первая очередь строительства Большого ЦАГИ завершилась в 1943 году после возвращения основного состава института из эвакуации, уже к 1941 году были построены и отлажены блоки модельных аэродинамических труб Т-102 и Т-103, введены в эксплуатацию крупнейшие в мире по тому времени натурные Т-101 и Т-104, вертикальная штопорная Т-105, статзал и аэродром для проведения летных испытаний.