75 лет. ЦАГИ - во имя Победы: бомбардировщик Ту-2
3 Февраля 2020
29 января 1941 года состоялся первый полет прототипа советского высокоскоростного дневного бомбардировщика Ту-2. Его планировали использовать для нанесения точечных ударов по кораблям в открытом море и по местам их базирования. С началом Второй мировой войны задача поменялась: более целесообразной стала разработка фронтового двухмоторного пикировщика.
В феврале 1940 года был завершен проект летательного аппарата, который создавался в ЦКБ-29 НКВБ под руководством А.Н. Туполева. До 1936 года его ОКБ входило в структуру ЦАГИ, где под руководством знаменитого авиаконструктора разрабатывались торпедные катера и самолеты разного назначения. Перед Туполевым и его коллегами стояла амбициозная задача: прежде всего, нужно было добиться высокой скорости самолета для преимущества над немецкими крылатыми машинами, и снабдить бомбардировщик мощным вооружением. Компоновка Ту-2 — двухмоторный моноплан с четырьмя пулеметами и двумя пушками для стрельбы по целям на земле при пикировании, экипаж — 4 человека. Самолет развивал скорость до 521 км/ч, в нормальном варианте нагрузки мог нести до 1000 кг бомб, а в случае допустимой перегрузки до 3000 кг.
Большой вклад в создание бомбардировщика внесли ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). В этом проекте ЦАГИ решал крупные научно-исследовательские задачи. Так, в конце апреля 1941 года были проведены статические испытания крыла бомбардировщика Ту-2, и расчеты на флаттер. На основе работ ученых ведущего центра авиационной науки был выработан ряд практических рекомендаций, повысивших боевые и летные качества самолета.
За разработку Ту-2 Туполеву присудили Государственную премию