Вышел в свет справочник ЦАГИ, не имеющий отечественных аналогов
23 Января 2019
При управляемости летательного аппарата большую роль играют моменты аэродинамических сил, действующих на органы управления относительно их оси вращения. Такие моменты называются шарнирными. С их помощью на самолетах с ручным управлением определяются усилия пилота на штурвале управления. Шарнирные моменты резко возрастают при увеличении размеров и скорости воздушного судна. Это может привести к потере управляемости и аварийным ситуациям. Описанная проблема легла в основу издания ЦАГИ «Аэродинамические компенсации шарнирных моментов рулевых поверхностей самолетов с ручным управлением».
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») подготовили справочник, не имеющий аналогов в отечественной литературе. В книге изложены результаты многолетних экспериментальных исследований аэродинамических моделей турбовинтовых самолетов Ил-18 и Ил-14, Ил-62 и Ил-112, Ан-24 и Ан-26, «Гжель» и др., проведенных в ЦАГИ. Издание рассчитано на ученых и специалистов в области авиации и может быть использовано как на этапе эскизного проектирования, так и при доводке опытных самолетов.
«Впервые под одной обложкой собран материал, накопленный на протяжении десятилетий по итогам множества экспериментальных исследований, проводимых в ЦАГИ. В настоящее время нет надежных методов расчета шарнирных моментов. И поэтому наш опыт уникален. Вышедшее издание — очередное свидетельство и подтверждение ценности накопленных в институте прикладных материалов», — прокомментировал один из авторов книги, ведущий научный сотрудник ФГУП «ЦАГИ», кандидат технических наук Геннадий Андреев.
В дальнейшем книга, которой уже заинтересовались как российские специалисты, так и представители иностранных авиационных компаний, будет дополняться и редактироваться.