Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG

Противодействие коррупции

Версия для печати

100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ: глиссер АНТ-2

7 Июня 2018

Создание специалистами Центрального аэрогидродинамического института и конструктором А.Н. Туполевым быстроходного речного глиссера АНТ-2 стало важной вехой как в истории института, так и на пути развития отечественного самолетостроения, в том числе гидроавиации.

В начале 1920-х гг. ЦАГИ получил срочное задание от военных моряков — сделать для флота быстроходные, маневренные глиссеры для ведения боевых разведывательных действий на мелководных реках, таких как Северная Двина и Белая. Суда подобного рода в стране еще не строились. Выполняя заказ, коллектив под руководством Туполева, занимавшего в то время должность заместителя директора ЦАГИ по АГОС (авиации, гидроавиации и опытному строительству), создал деревянный глиссер АНТ-1, но конструктор считал металл более перспективным материалом и продолжил работы.

Опытный глиссер ЦАГИ АНТ-2 появился в 1923 году: в июне началась его постройка, а уже в ноябре конструктор вывел свое новое судно на воду. Глиссер получился небольшой, на 3–4 пассажира, на нем стоял мотор фирмы «Анзани» мощностью 30 л. и воздушный винт. Во время испытаний была получена скорость около 22 узлов (примерно 40 км/ч). Глиссер показал прекрасную проходимость по порогам и мелям.

Однако путь к этому достижению был нелегок. Туполев непрерывно вел работы сразу по нескольким направлениям. В самолетостроении благодаря усилиям Андрея Николаевича вводился легкий металл — дюраль, или кольчугалюминий. Параллельно в Крыму создавался гидродром — экспериментальная база для испытаний и доводок будущих морских конструкций. Кроме того, он искал способы борьбы с коррозией металла под действием морской воды и созданию водонепроницаемых соединений.

Свое изобретение конструктор испытывал на Москве-реке лично: «Те, кто был во время испытаний глиссеров с Туполевым, понимали: происходила не только проверка скользившей по речной поверхности конструкции судна, но и самого конструктора, которому важно было померяться силами с ветром, рекой и двигателем, почувствовать себя сильным и крепким, способным вершить большие дела», — так описывают этот процесс в книге «Становление» серии «Творцы науки и техники» Е. И. Рябчиков и А. С. Магид. Ниже в тексте авторы отмечают, что эти испытания утвердили конструктора в мнении о правильности найденной металлической конструкции глиссера.

Глиссер АНТ-2 стал первым отечественным скоростным судном на линии Чебоксары — Васильсурск. А в 1927 г. на нем был совершен поход Москва — Ленинград.

Пресс-служба ЦАГИ
(495) 556-40-32
(495) 556-40-38
press@tsagi.ru

Вернуться к списку

Яндекс.Метрика