100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144
4 Июня 2018
5 июня 1969 года на сверхзвуковом пассажирском самолете Ту-144 впервые была достигнута скорость звука. Этот авиалайнер, созданный в эпоху «Гонки вооружений», стал настоящим прорывом для советского самолетостроения. Про него до сих пор говорят, что он опередил не только звук, но и свое время.
Первые шаги по созданию сверхзвукового пассажирского лайнера были предприняты в конце
Также в процессе создания было реализовано предложение академика Г.С. Бюшгенса и его коллег из ЦАГИ по использованию интегральных алгоритмов в автоматизированной системе управления. Это обеспечило приемлемый уровень характеристик управляемости самолета вне зависимости от режима полета, центровки и веса.
Узнаваемый вид Ту-144 придала кабина пилотов с изменяемым углом наклона: для улучшения обзора при взлете и посадке «нос» опускался, а в крейсерском полете фиксировался в одной плоскости с фюзеляжем.
Самолет создавался по схеме «бесхвостка». Конструкторы подарили этой почти
Первый полет сверхзвукового пассажирского самолета состоялся 31 декабря 1968 года. 26 июня 1970 года Ту-144 вдвое превысил скорость звука. С 1977 года самолет применялся в грузовых и пассажирских перевозках. В общей сложности Ту-144 совершил 102 рейса под флагом «Аэрофлота», из них 55 — пассажирских.
Но надеждой советского авиапрома Ту-144 оставался недолго. 3 июня 1973 года во время демонстрационного полета на авиасалоне в Ле Бурже с ним произошла первая катастрофа, в 1978 году — вторая. Как следствие — прекращение эксплуатации этой машины, а затем и полное сворачивание программы.
Однако уникальная машина Ту-144 нашла применение в других проектах. Ее задействовали во время проведения исследований солнечных затмений, озонового слоя, фокусированного звукового удара. Эти самолеты стали центрами подготовки космонавтов, тренировавшихся по программе «Буран». В 1983 году летчик-испытатель С.Т. Агапов установил на Ту-144Д тринадцать рекордов мировой авиации, которые не побиты до нынешнего времени.