Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG

Противодействие коррупции

Версия для печати

100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: истребитель И-5

27 Апреля 2018

  • Истребитель И-5 Истребитель И-5
  • Испытание модели истребителя И-5 на штопор в аэродинамической трубе ЦАГИ Испытание модели истребителя И-5 на штопор в аэродинамической трубе ЦАГИ

Каждая машина — это не только «дитя» своих конструкторов, но и продукт своей страны, своей исторической эпохи. Данное утверждение более чем справедливо для советского истребителя И-5. Здесь смешалось все: противоречия и контрасты, энтузиазм и драматизм, ошибки и успехи, специфика зарождающейся авиапромышленности СССР.

В 1930-х годах И-5 являлся одним из самых массовых истребителей советских ВВС: его численность составляла до 40% самолетного парка истребительной авиации.

История же его началась в 1928 году, когда по ложным обвинениям были арестованы многие ведущие авиационные специалисты СССР. Не обошла эта участь и Николая Николаевича Поликарпова и Дмитрия Павловича Григоровича. Однако, так как других авиаконструкторов такого уровня все равно не было, сложилась довольно абсурдная ситуация — уже осужденным проектировщикам было поручено создание нового боевого самолета!

В таких условиях и был разработан знаменитый истребитель И-5, в соавторстве Поликарпова и Григоровича. В 1930 году проектирование истребителя было закончено, и один за другим на испытания поступили три опытных варианта самолета, одинаковых конструктивно, но отличавшихся двигателями. В дальнейшем, основным рабочим проектом стал вариант с мотором М-22.

И-5, как и большинство истребителей того времени, имел смешанную конструкцию — дерево, стальные трубы, алюминий и полотно. Машина была вооружена двумя пулеметами ПВ-1, а также имела небольшой бомбоотсек, который позже был заменен подкрыльевыми бомбодержателями.

В ЦАГИ зимой 1930–1931 годов прошли статические испытания И-5. Самолет продували в первой советской аэродинамической трубе Т-1-2, которая на тот момент являлась крупнейшей в отрасли установкой и имела две рабочие части. Также в институте проводились испытания самолета на штопор и определения вращательных производных.

Параллельно новый самолет опробовался в НИИ ВВС и проходил войсковые испытания в Киеве. Строевые летчики отмечали его маневренность и легкость в управлении. В итоге, «пятерку» решили внедрить в массовое производство.

Впервые новый истребитель показали публике на воздушном параде в Москве 1 мая 1931 года. А в июле того же года на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе прошел смотр техники, где мастера высшего пилотажа Валерий Чкалов и Александр Анисимов продемонстрировали возможности нового самолета высшему руководству страны. К концу 1933 года И-5 стал самым массовым истребителем ВВС РККА. Самолет строился до конца 1934 года, всего было собрано 803 машины.

В 1935 году в стране появилось новое поколение истребителей, и два года спустя устаревший И-5 начали снимать с вооружения строевых частей. Для него нашлась другая работа — «пятерку» отправили в школы летчиков.

Великая Отечественная война потребовала мобилизации всех резервов. Стареньким И-5 пришлось вступить в бой, когда они в роли истребителя уже не представляли никакой ценности и не могли конкурировать с авиацией противника. И-5 вылетали как штурмовики и легкие ночные бомбардировщики.

Свой след в истории российской авиации И-5 оставил как первый массовый истребитель отечественной конструкции, на котором проходили подготовку военные летчики времен Великой Отечественной войны. Да и сама «пятерка» сражалась в неравных боях с врагом.

Пресс-служба ЦАГИ
(495) 556-40-32
(495) 556-40-38
press@tsagi.ru

Вернуться к списку

Яндекс.Метрика