В ЦАГИ испытывают аэроупругую многофункциональную модель крыла
25 Июня 2015
Ученые института завершили первый этап испытаний спроектированной и изготовленной в ЦАГИ многофункциональной модели крыла самолета транспортной категории на аэроупругость. Работы прошли в рамках государственного контракта по федеральной целевой программе «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 — 2010 годы и на период до 2015 года».
Модель выполнена из композиционных материалов с применением аддитивных технологий. На ранних стадиях проекта разработки перспективных самолетов с помощью модели проводятся испытания, в ходе которых прогнозируются функциональные возможности инновационных конструктивных решений. На основании таких исследований обеспечивается безопасность полетов и конкурентоспособность перспективных самолетов. Последнее достигается повышением аэродинамического качества за счет оптимизации стапельной формы крыла с учетом упругих деформаций, увеличением ресурса, улучшением весовой эффективности летательных аппаратов.
Специалисты института испытали модель крыла в трансзвуковой аэродинамической трубе с точки зрения статической аэроупругости, оценили особенности распределения давления, характеристики бесщелевого элерона (органа управления самолетом) специальной формы, а также поведение модели на угле атаки, соответствующем крейсерскому режиму. «Выполненная работа позволила верифицировать предварительные математические расчеты, то есть подтвердить их соответствие условиям реального аэродинамического эксперимента на трансзвуковых режимах. Мы смогли предложить инновационные решения, используемые в конструкции модели крыла, которая еще не раз будет принимать участие в испытаниях», — отметил эксперт ФГУП «ЦАГИ» в области аэроупругости Петр Карклэ.
«Комплекс работ нацелен на формирование уникального банка экспериментальных данных для обеспечения разработки новых технологий и методик, необходимых для создания перспективных самолетов. Исследования позволят продвинуться в изучении сложных явлений нелинейной аэроупругости и отработать методики дальнейших исследований», — подчеркнул заместитель генерального директора ФГУП «ЦАГИ» — начальник научно-исследовательского комплекса прочности летательных аппаратов Михаил Зиченков.
Исследования аэроупругости летательных аппаратов станут центральной темой обсуждения в рамках