Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG

Противодействие коррупции

Версия для печати

85 лет первой аэродинамической трубе ЦАГИ

29 Декабря 2010

31 декабря исполняется 85 лет со дня ввода в эксплуатацию первой аэродинамической трубы ЦАГИ Т-1-2, расположенной на улице Радио в Москве. К моменту создания эта уникальная установка была самой большой в мире.

Постройка Т-1-2 была осуществлена по идее Б. Юрьева и Г. Мусинянца под руководством A. M. Черемухина. В ней можно было испытывать фюзеляжи одномоторных самолетов, радиаторные установки, поплавки и другие элементы летательных аппаратов. Т-1 была оборудована четырехкомпонентными весами. Для Т-2 был создан винтовой прибор, приборы для изучения штопора самолета и установка для определения вращательных производных.

Первыми в трубе были исследованы профили крыльев, которые ранее проходили испытания в лаборатории Жуковского и за границей, а также модель самолета Фоккер. Эти опыты показали, что характеристики Т-1-2 соответствуют данным, получаемым в зарубежных трубах. С 1927 г. труба Т-1-2 стала обслуживать авиапромышленность, для чего в ЦАГИ была образована специальная секция аэродинамики самолета.

В довоенные годы под руководством выдающихся ученых ЦАГИ С. А. Чаплыгина, М. А. Лаврентьева, А. К. Мартынова, М. В. Келдыша, Л. И. Седова, А. Н. Туполева здесь испытывались модели самолетов: К-5, К-7, ДБ-3, И-1, И-5, И-16. В 50-х гг. прошлого века В. В. Белостоцкийи А. Лотов в АДТТ-1-2 работали над проектами будущих экранопланов.

«В настоящее время эта старейшая аэродинамическая труба ЦАГИ используется для исследований объектов промышленной аэродинамики, таких, например, как модели монументов Зураба Церетели, скульптуры «Рабочий и колхозница», модели множества высотных зданий, в том числе комплекса «Москва-Сити», прокомментировал начальник отдела промышленной аэродинамики ЦАГИ Александр Айрапетов.

Аэродинамическая труба Т-1-2 — это установка с двумя рабочими частями закрытого типа восьмигранного сечения. Первая рабочая часть (T-1) имеет диаметр вписанного круга 3 м, скорость потока при наличии хонейкомба (хонейкомб — пластинчатая решетка в канале трубы для выравнивания потока) 60 м/с, без хонейкомба до 100м/с. Вторая рабочая часть (Т-2) имеет диаметр вписанного круга 6 м со скоростью потока с хонейкомбом 27 м/с. Оборудование весов Т-1 специальной подвеской двух зеркально симметричных относительно горизонтальной плоскости моделей позволяет изучать влияние близости земли на аэродинамические характеристики ЛА на предельно малых высотах.

Специальная колебательная установка в рабочей части Т-1 может использоваться для непосредственной оценки ветровой устойчивости высоких строительных сооружений. В рабочей части Т-2 имеется уникальный винтовой прибор, дающий возможности получать характеристики вертикально-осевой ветротурбины во всем диапазоне ее быстроходности.

На фото: здание «Федерация» комплекса «Москва-Сити» и модель скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница» в РЧ Т-1.


Вернуться к списку

Яндекс.Метрика