В ЦАГИ обсудили ход выполнения исследований по полностью электрическому самолету
6 Марта 2014
В Центральном аэрогидродинамическом институте им. проф. Н.Е. Жуковского прошло совместное заседание рабочих групп Экспертного совета при ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники», на котором обсудили ход выполнения исследований по полностью электрическому самолету и перспективы дальнейших работ в развитии этого направления.
«К самолетам следующего поколения предъявляются повышенные требования по стоимости эксплуатации, экологичности и топливно-энергетической эффективности, что ставит перед авиационными специалистами целый ряд проблем, которые требуют поиска принципиально новых подходов к формированию облика перспективной авиационной техники», — сказал в приветственном слове заместитель генерального директора ФГУП «ЦАГИ» Игорь Ковалев.
Одним из важнейших направлений развития авиации сегодня является переход к концепции самолета с полностью электрифицированным оборудованием. Условное устоявшееся наименование такого перспективного летательного аппарата — полностью электрический самолет, или ПЭС. Это самолет с единой централизованной системой электроснабжения, обеспечивающей все его энергетические потребности.
В России в
Основной задачей российского авиационного научного сообщества является создание конкурентоспособного перспективного отечественного самолета. «Достигнуть радикальных улучшений воздушных судов мы можем за счет повышения надежности и ресурса, снижения стоимости разработки и эксплуатации, улучшения летно-технических и экологических характеристик. Реализация концепции полностью электрического самолета приведет к исключению гидравлических и пневматических энергосистем, позволит построить авиационный двигатель без коробки приводов, что в результате обеспечит снижение взлетной массы, экономию топлива, снижение расходов на эксплуатацию летательного аппарата», — пояснил директор-главный конструктор по испытаниям, стендовой базе и программе ПЭС Научно-исследовательского института авиационного оборудования Виталий Сучков.
В программе ПЭС ЦАГИ ведет работы по электрификации системы исполнительных приводов самолета. Это в перспективе как раз и позволит отказаться от использования на самолете гидросистемы и гидравлических приводов. «Ученые института выполнили исследования по разработке и оптимизации структур резервированных систем рулевых приводов, включающих приводы с электрическим силовым питанием и обеспечивающих заданные характеристики надежности и отказобезопасности. Разработаны требования к характеристикам таких приводов и проведен сравнительный анализ электрических приводов различного типа. Также ЦАГИ участвовал в разработке экспериментальных образцов электрических проводов и провел их испытания на своих уникальных стендах по собственным методикам», — рассказал заместитель начальника отделения динамики и систем управления ЛА ФГУП «ЦАГИ» Владимир Кувшинов.
ЦАГИ принимает активное участие в проекте разработки электрического шасси, обеспечивающего руление самолета без включения двигателя и использования специальных тягачей. Предполагается, что экспериментальный образец такого шасси будет продемонстрирован на МАКС-2015.
В целях формирования предложений, обеспечивающих форсирование работ по тематике ПЭС, по распоряжению генерального директора ЦАГИ Б.С. Алёшина была создана экспертная группа.
Руководитель экспертной группы, заместитель генерального директора ФГУП «ЦАГИ» — начальник комплекса безопасности полетов Валерий Суханов отметил, что главной задачей предлагаемых мероприятий является координация проводимых работ различными предприятиями и достижение уровня разрабатываемых технологий, позволяющего использовать их для модернизируемых и перспективных самолетов.
Участники прошедшей в ЦАГИ встречи определили ключевые направления комплексной программы по созданию полностью электрического самолета и приняли решение взять разработанный проект данной программы за основу и после доработки добиваться её включения как составной части в ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России».