Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG

Противодействие коррупции

Версия для печати

В ЦАГИ обсудили ход выполнения исследований по полностью электрическому самолету

6 Марта 2014

  • Заместитель генерального директора ФГУП "ЦАГИ" Игорь Ковалев Заместитель генерального директора ФГУП "ЦАГИ" Игорь Ковалев
  • Заместитель генерального директора ФГУП "ЦАГИ" Валерий Суханов Заместитель генерального директора ФГУП "ЦАГИ" Валерий Суханов
  • Директор-главный конструктор по испытаниям, стендовой базе и программе ПЭС ОАО "НИИАО" Виталий Сучков Директор-главный конструктор по испытаниям, стендовой базе и программе ПЭС ОАО "НИИАО" Виталий Сучков
  • Заместитель начальника НИО-15 ФГУП "ЦАГИ" Владимир Кувшинов Заместитель начальника НИО-15 ФГУП "ЦАГИ" Владимир Кувшинов

В Центральном аэрогидродинамическом институте им. проф. Н.Е. Жуковского прошло совместное заседание рабочих групп Экспертного совета при ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники», на котором обсудили ход выполнения исследований по полностью электрическому самолету и перспективы дальнейших работ в развитии этого направления.

«К самолетам следующего поколения предъявляются повышенные требования по стоимости эксплуатации, экологичности и топливно-энергетической эффективности, что ставит перед авиационными специалистами целый ряд проблем, которые требуют поиска принципиально новых подходов к формированию облика перспективной авиационной техники», — сказал в приветственном слове заместитель генерального директора ФГУП «ЦАГИ» Игорь Ковалев.

Одним из важнейших направлений развития авиации сегодня является переход к концепции самолета с полностью электрифицированным оборудованием. Условное устоявшееся наименование такого перспективного летательного аппарата — полностью электрический самолет, или ПЭС. Это самолет с единой централизованной системой электроснабжения, обеспечивающей все его энергетические потребности.

В России в 2008-2010 годах Объединенная авиастроительная корпорация совместно с государственными научными центрами (ГНЦ) и другими предприятиями авиационной отрасли провела по заказу Минпромторга России комплексную научно-исследовательскую работу (НИР) под названием «Электрический самолет». «В результате исследований были разработаны основные принципы построения системы электроснабжения ПЭС, предложены альтернативные варианты ее реализации. Также специалисты провели оценку эффективности применения данных технологий на перспективном магистральном самолете и разработали отдельные экспериментальные образцы оборудования ПЭС. В процессе выполнения комплексной НИР была создана работоспособная кооперация из ОАК, научно-исследовательских организаций авиастроительной отрасли, предприятий и организаций концерна „Авиационное оборудование“ и целого ряда ведущих предприятий-разработчиков авиационных электротехнических систем и разработан проект комплексной программы работ по ПЭС», — отметил директор Научно-технического центра Объединенной авиастроительной корпорации Владимир Каргопольцев.

Основной задачей российского авиационного научного сообщества является создание конкурентоспособного перспективного отечественного самолета. «Достигнуть радикальных улучшений воздушных судов мы можем за счет повышения надежности и ресурса, снижения стоимости разработки и эксплуатации, улучшения летно-технических и экологических характеристик. Реализация концепции полностью электрического самолета приведет к исключению гидравлических и пневматических энергосистем, позволит построить авиационный двигатель без коробки приводов, что в результате обеспечит снижение взлетной массы, экономию топлива, снижение расходов на эксплуатацию летательного аппарата», — пояснил директор-главный конструктор по испытаниям, стендовой базе и программе ПЭС Научно-исследовательского института авиационного оборудования Виталий Сучков.

В программе ПЭС ЦАГИ ведет работы по электрификации системы исполнительных приводов самолета. Это в перспективе как раз и позволит отказаться от использования на самолете гидросистемы и гидравлических приводов. «Ученые института выполнили исследования по разработке и оптимизации структур резервированных систем рулевых приводов, включающих приводы с электрическим силовым питанием и обеспечивающих заданные характеристики надежности и отказобезопасности. Разработаны требования к характеристикам таких приводов и проведен сравнительный анализ электрических приводов различного типа. Также ЦАГИ участвовал в разработке экспериментальных образцов электрических проводов и провел их испытания на своих уникальных стендах по собственным методикам», — рассказал заместитель начальника отделения динамики и систем управления ЛА ФГУП «ЦАГИ» Владимир Кувшинов.

ЦАГИ принимает активное участие в проекте разработки электрического шасси, обеспечивающего руление самолета без включения двигателя и использования специальных тягачей. Предполагается, что экспериментальный образец такого шасси будет продемонстрирован на МАКС-2015.

В целях формирования предложений, обеспечивающих форсирование работ по тематике ПЭС, по распоряжению генерального директора ЦАГИ Б.С. Алёшина была создана экспертная группа.

Руководитель экспертной группы, заместитель генерального директора ФГУП «ЦАГИ» — начальник комплекса безопасности полетов Валерий Суханов отметил, что главной задачей предлагаемых мероприятий является координация проводимых работ различными предприятиями и достижение уровня разрабатываемых технологий, позволяющего использовать их для модернизируемых и перспективных самолетов.

Участники прошедшей в ЦАГИ встречи определили ключевые направления комплексной программы по созданию полностью электрического самолета и приняли решение взять разработанный проект данной программы за основу и после доработки добиваться её включения как составной части в ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России».

Пресс-служба ЦАГИ
(495) 556-40-32
(495) 556-40-38
press@tsagi.ru

Вернуться к списку

Яндекс.Метрика