Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG

Противодействие коррупции

Версия для печати

Ученые ЦАГИ приняли участие в XVI Мультиконференции по проблемам управления

21 Сентября 2023

  • Фото предоставлены организаторами МКПУ-2023 Фото предоставлены организаторами МКПУ-2023
  • Фото предоставлены организаторами МКПУ-2023 Фото предоставлены организаторами МКПУ-2023

Перспективные разработки требуют принципиально новых подходов к процессам управления. Обсудить актуальные достижения в этом направлении призвана XVI Мультиконференция по проблемам управления (МКПУ-2023), одним из организаторов которой выступил НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского». В мероприятии приняли участие руководство и ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Работа МКПУ-2023 проходила на площадке Волгоградского государственного технического университета с 11 по 15 сентября.

В состав Президиума мультиконференции традиционно вошли генеральный директор ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало и научный руководитель ФАУ «ЦАГИ», вице-президент РАН, академик РАН Сергей Чернышев. Программа мероприятия охватила четыре ключевых направления: робототехника и мехатроника, управление в распределенных и сетевых системах, перспективных наземных транспортных, а также аэрокосмических системах. Обсуждение каждой темы проводилось в формате отдельных конференций.

На площадке МКПУ-2023 состоялось выступление Кирилла Сыпало с пленарным докладом «Интеллектуализация комплексных систем управления (КСУ) самолетов. Функции, методы, моделирование», в котором были представлены результаты работ ЦАГИ и научного центра мирового уровня «Сверхзвук» (НЦМУ «Сверхзвук»), координатором консорциума которого является институт. Руководитель НЦМУ «Сверхзвук» Кирилл Сыпало рассказал об основных направлениях работ ЦАГИ в области КСУ. В частности, это исследования, направленные на повышение устойчивости и управляемости летательного аппарата, безопасности полета, внедрение искусственного интеллекта и т.д. «Современной тенденцией развития комплексных систем управления является резкое увеличение объема и сложности выполняемых функций, интеграция функций ручного, автоматического управления, повышение интеллектуальности. Все большее внедрение получают интеллектуальные методы, в том числе — при разработке систем поддержки экипажа, моделировании динамики полета посредством нейронных сетей. Эти подходы изучаются нами в рамках исследований в интересах разработки сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения — цели НЦМУ «Сверхзвук», — отметил Кирилл Сыпало.

Основной площадкой для работы ЦАГИ на МКПУ-2023 стала локальная конференция «Управление аэрокосмическими системами» (УАКС-2023), в программный комитет которой вошли Кирилл Сыпало и начальник отделения динамики полета и систем управления летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ», доктор технических наук Сергей Баженов. В рамках УАКС-2023 была организована секция «Алгоритмы и системы управления полетом сверхзвуковых пассажирских самолетов (СПС)», которая охватила основные результаты работы консорциума НЦМУ «Сверхзвук». Сергей Баженов выступил с докладом, в котором были представлены функции и алгоритмы комплексной системы управления, обеспечивающие хорошие характеристики СПС в боковом движении.

На секции, посвященной работам НЦМУ «Сверхзвук», ученые ЦАГИ также рассказали об исследованиях интеллектуальной системы поддержки экипажа с использованием широко востребованных сегодня технологий машинного обучения. Такой подход позволяет распознавать признаки сложных физических явлений, таких как сваливание, и извлекать полезную информацию на основе данных, содержащихся во временных рядах параметров движения летательного аппарата.

Другая тема, представленная молодым специалистом Анастасией Тимофеевой и отмеченная руководством локальной конференции, — усовершенствование законов управления системой приводов пассажирского самолета, что позволяет снизить требования к потребляемой мощности и весу приводов при том же уровне аэродинамических нагрузок, действующих на органы управления.

НЦМУ «Сверхзвук» решает фундаментальные, поисковые и прикладные научно-технические задачи для разработки СПС нового поколения. Идеологом создания и координатором центра выступает ФАУ «ЦАГИ». Помимо ФАУ «ЦАГИ», в состав НЦМУ «Сверхзвук» входят ФГУ ФИЦ «Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша» РАН, ФАУ «ЦИАМ имени П.И. Баранова», ФАУ «ГосНИИАС», МАИ, МГУ имени М.В. Ломоносова, ФГБУ «ПФИЦ УрО РАН». Проект реализуется с 2020 по 2025 год. Планируемые результаты деятельности НЦМУ «Сверхзвук» — инновационные конфигурации СПС с низким уровнем звукового удара и шума, технология многокритериального проектирования летательного аппарата, система отображения информации на базе технического зрения и технологий дополненной реальности в кабине экипажа и др.

Пресс-служба ЦАГИ
(495) 556-40-32
(495) 556-40-38
press@tsagi.ru

Вернуться к списку

Яндекс.Метрика