ЦАГИ принял участие во Всероссийском съезде по проблемам механики
7 Сентября 2023
Фото: ruscongrmech2023.ru
Достижения науки — неотъемлемая часть обеспечения технологической и экономической независимости страны. Одним из мероприятий, где демонстрируются выдающиеся научные результаты, является Всероссийский съезд по фундаментальным проблемам теоретической и прикладной механики. В этом году он прошел уже в
Партнером встречи, состоявшейся на площадке Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (г. Санкт-Петербург), стал Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). В организационный и программный комитеты съезда вошли генеральный директор ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало, научный руководитель ФАУ «ЦАГИ», вице-президент РАН, академик РАН Сергей Чернышев, главный научный сотрудник ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Александр Гайфуллин.
Мероприятие включало пленарные заседания, три секции: «Общая и прикладная механика», «Механика жидкости и газа», «Механика деформируемого твердого тела», — и симпозиумы. Ученые ЦАГИ представили на съезде около 50 докладов.
Так, начальник испытательного центра «Аэродинамика летательных аппаратов» — лаборатории ЦАГИ, кандидат технических наук Антон Горбушин выступил с докладом «Метод измерения нестационарного давления при наличии полости между датчиком и потоком» (соавторы Е.Н. Анохина, Е.П. Столяров). Он рассказал о разработанном и запатентованном учеными института способе измерения параметров воздушного потока в аэродинамической трубе.
Продолжением темы совершенствования методики испытаний стало научное сообщение инженера отделения аэродинамики силовых установок ФАУ «ЦАГИ» Александра Козика (соавторы А.Р. Горбушин, Е.Н. Анохина), посвященное методу измерения нестационарных нагрузок в аэродинамическом эксперименте с помощью тензометрических весов.
О внедрении новых перспективных компоновок воздушных судов в авиационную отрасль рассказал начальник сектора отделения аэродинамики самолетов ФАУ «ЦАГИ» Николай Брагин (соавторы А.Л. Болсуновский, Н.П. Бузоверя, И.Л. Чернышев). Одной из них является разработанная в институте схема регионального самолета с верхним расположением двигателей. Предполагается, что она обеспечит выигрыш в топливной эффективности и снижение уровня шума на местности.
Начальник отделения исследований и разработки проектов аэродинамических труб и испытательных стендов прочности экспериментальной базы ФАУ «ЦАГИ» Николай Батура сообщил о результатах исследований по совершенствованию конструкции входного участка сверхзвукового многорежимного сопла аэродинамической трубы (соавторы А.Г. Ереза, А.В. Руденко, А.Я. Чудаков). Специалистам центра авиационной науки удалось найти новое техническое решение для улучшения качества воздушного потока в зоне установки модели.
Также на встрече были представлены доклады ученых ЦАГИ на такие темы, как «Расчетно-экспериментальные исследования адаптивных крыльев магистральных самолетов» (А.Л. Болсуновский, Н.П. Бузоверя, Е.С. Пигусов, И.Л. Чернышев, К.И. Черный), «Управление обтеканием гражданского самолета во взлетно-посадочной конфигурации» (В.Г. Судаков, А.В. Воеводин, А.А. Корняков, Ю.С. Суворова), «Разработка двухканальной модели турбулентного горения» (Р.А. Балабанов, В.В. Власенко, С.С. Молев, А.Ю. Ноздрачев), «Прямое численное моделирование неустойчивости сверхзвукового пограничного слоя в окрестности линии растекания» (И.В. Егоров, Н.В. Пальчековская, А.В. Федоров), «Новые результаты теории струй» (А.М. Гайфуллин, А.С. Щеглов), «Усталостное разрушение и технологические факторы изготовления элементов конструкций летательных аппаратов» (Н.И. Ковалев, Р.В. Воронков, И.Е. Ковалев, А.А. Лесняков), «Эволюция вихрей Колмогорова, рожденных вязкими „элементарными“ пульсациями в пристенной области пограничного слоя» (В.Б. Заметаев, А.Р. Горбушин) и др.
В ходе съезда под эгидой ЦАГИ прошел симпозиум «Высокоскоростной транспорт». На мероприятии обсуждались основные научные результаты исследований российских ученых в рамках создания сверхзвуковой авиационной техники нового поколения.
XIII Всероссийский съезд по фундаментальным проблемам теоретической и прикладной механики состоялся с 21 по 25 августа в Санкт‑Петербургском политехническом университете Петра Великого. Мероприятие проводится с 1960 года один раз в четыре года. В нем традиционно принимают участие ученые и представители организаций, играющих значимую роль в развитии передовых направлений в областях теоретической и прикладной механики и смежных наук.