100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ: аэродинамические трубы Т-101 и Т-104
13 Сентября 2019
В августе 1939 года состоялись первые пуски аэродинамических труб Т-101 и Т-104. Установки были построены на территории «нового ЦАГИ» в Подмосковье в рекордно короткие сроки, за три года.
Ввод блока больших труб в эксплуатацию стал колоссальным технологическим прорывом для авиационной промышленности СССР. Коренным образом изменилась методика и практика доводки самолетов в нашей стране. В «самолетной» Т-101 (сопло эллиптического поперечного сечения с осями 24 и 14 м) и «моторной» Т-104 (диаметр сопла — 7 м) проводились испытания и определялись характеристики натурных самолетов и их силовых установок не в полетах, а в лабораторных условиях.
В предвоенные и военные годы большие трубы дали путевку в жизнь практически всем типам боевых самолетов — участников Великой Отечественной войны. В
История установок тесно связана с историей развития страны. В больших аэродинамических трубах испытывались спускаемые космические аппараты, мосты, здания и архитектурные сооружения, автомобили и парусные суда. Проводились эксперименты с необычными, но востребованными объектами, от парашютов до палаток высокогорных экспедиций, от специальных антенн до объектов государственной границы. В Т-104 отрабатывались все отечественные турбовинтовые двигатели, винтовые движители надводных и воздушных судов, несущие винты вертолетов, воздухозаборники ТРД на больших и закритических углах атаки, исследовались системы и средства спасения различного назначения.
Кроме основного, технологического, установкам нашлось и иное применение. Большие аэродинамические трубы нередко выступали в роли кинозвезд. Именно здесь снимались фильмы «Небесная жизнь» и «Черная молния», «Стартап» и «Дедушка моей мечты» и др. Установки регулярно посещают российские и зарубежные делегации во время визитов в ЦАГИ; осмотр АДТ Т-101 входит в программу ежегодного Дня открытых дверей для школьников и студентов, Дней прессы, других мероприятий.
Сегодня установки по-прежнему в строю. Развитие технологий испытаний и внедрение нового инструментария расширили их возможности и прикладное значение. Проблемы моделирования и «лечения» флаттера, невозмущающего контроля за состоянием авиационных конструкций, исследование «адаптивных» материалов и компонентов летательных аппаратов, а также высокоэффективных несущих винтов для вертолетов нового поколения — это лишь некоторые направления работ, которые проходят в больших трубах в настоящее время.