Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG
Версия для печати

100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: транспортный самолет Ан-225 «Мрия»

21 Декабря 2018

21 декабря 1988 года в воздух поднялся один из самых больших и грузоподъемных самолетов в мире — советский Ан-225 «Мрия» (от украинского «мрiя» — «мечта»).

Головной организацией при создании тяжелого дальнего турбореактивного транспортного самолета сверхбольшой грузоподъемности выступило ОКБ имени О.К. Антонова. Воздушное судно стало частью авиационной транспортной системы советской комической программы «Энергия—Буран».

Летательный аппарат превосходит все существующие аналоги по габаритам: длина — 84 м, размах крыла — 88,4 м, высота — 18,2 м. Его изначальная роль — перевозка компонентов ракеты-носителя «Энергия» и многоразового космического корабля «Буран» от мест производства и сборки к месту запуска. Помимо этого, Ан-225 должен был стать первой ступенью системы воздушного старта «Бурана». Этим обусловлены его внушительная грузоподъемность (250 т) и вместительность — в грузовой кабине «Мрии» можно расположить 16 десятитонных универсальных авиационных контейнеров (УАК-10) или 50 легковых автомобилей.

Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского приняли участие в масштабных расчетно-конструкторских работах по компоновке авиационно-космической системы. Ученые провели исследования в области аэродинамических, летно-технических, взлетно-посадочных и динамических характеристик «Мрии». За три с половиной года — столько заняло проектирование и создание первого летающего экземпляра самолета — ученые института провели более тысячи пусков в аэродинамических трубах по испытаниям как изолированной модели, так и модели с различными грузами и изделиями на верхней поверхности фюзеляжа.

И хотя летательный аппарат создавался для перевозки компонентов «Энергии» и «Бурана», принять участие в подготовке единственного полета «Бурана» в 1988 году он не успел. Его задачи тогда выполнил тяжелый транспортный самолет ВМ-Т «Атлант». Но Ан-225 все же перевез космический самолет — на Парижский авиасалон в 1989 году и в ходе нескольких показательных полетов на космодроме «Байконур» в 1991 году. Программу «Энергия—Буран» закрыли год спустя.

В начале 2000-х годов «Мрию» восстановили как транспортный самолет сверхбольшой грузоподъемности. На сегодняшний день воздушное судно выполняет коммерческие перевозки в составе авиакомпании Antonov Airlines. Помимо одного летающего экземпляра Ан-225, существует и второй, его готовность оценивается в 70%.

Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»
(495) 556-40-32
(495) 556-40-38
press@tsagi.ru

Вернуться к списку

Яндекс.Метрика