Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG
Версия для печати

100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: советский военно-транспортный самолет Ан-12

14 Декабря 2018

Исследования по воздушному десантированию крупногабаритных грузов с самолета Ан-12 в дозвуковой аэродинамической трубе ЦАГИ Исследования по воздушному десантированию крупногабаритных грузов с самолета Ан-12 в дозвуковой аэродинамической трубе ЦАГИ

16 декабря 1957 года впервые поднялся в небо один из лучших самолетов военно-транспортной авиации СССР — Ан-12. Именно ему было суждено стать главным «воздушным грузовиком» планеты во второй половине XX века. Немалый вклад в создание этой машины внесли ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского.

История лайнера началась летом 1955 года, когда первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев посетил ОКБ авиаконструктора Олега Антонова в Киеве. Наблюдая за работами над конструированием военно-транспортного самолета Ан-8, который должен был занять важную нишу в советской авиации, Никита Сергеевич поинтересовался, каковы зарубежные аналоги этой разработки. Узнав, что у заграничных воздушных судов подобного класса имеется четыре двигателя для большей безопасности полета, Хрущев выразил мнение, что и наш самолет должен быть четырехдвигательным. Так родилась идея Ан-12.

Проект крупного четырехмоторного самолета разрабатывался в двух вариантах: пассажирский («У») Ан-10 и военно-транспортный («Т») Ан-12. Принципиально компоновки этих машин отличались только хвостовой частью фюзеляжа и оперением. Аэродинамика самолетов тщательно отрабатывалась в ЦАГИ. Так, в большой дозвуковой аэродинамической трубе были проведены исследования макетов лайнеров в масштабе 1/2 — 1/3 с работающими двигателями с целью определения влияния винтов на аэродинамику, устойчивость и нагрузки. Испытания дали возможность уточнить размеры оперения и органов управления самолета. Также в одной из аэродинамических труб ЦАГИ на крупном макете Ан-12 изучалась возможность сброса из грузовой кабины крупных грузов. География ОКБ повлияла на выбор двигателей: решили, раз самолет создается на Украине, то и двигатель тоже нужен украинский. Таким образом Ан-12 получил разработанную в запорожском ОКБ Ивченко турбовинтовую силовую установку АИ-20, проверенную и мощную.

Государственные испытания самолета начались в 1958 году и завершились в 1959-м; в том же году он поступил на вооружение в Военно-воздушные силы Советского Союза. Авиалайнер демонстрировал высокую грузоподъемность — до 20 т — и удивительную для транспортного самолета скорость (на нем было установлено 39 (!) мировых рекордов по скорости и высоте в 1991 — 1992 годах), обладал многоколесным шасси с высокой проходимостью на грунтовых и заснеженных взлетно-посадочных полосах, вместительным фюзеляжем. Надежный и неприхотливый в обслуживании, Ан-12 завоевал уважение и любовь советских боевых летчиков. С его появлением повысилась значимость воздушно-десантных войск СССР в мире, ведь с этих самолетов могли десантироваться не только люди, но и бронированная самоходная техника.

Широко использовался лайнер и для доставки гуманитарных грузов в страны, пострадавшие от стихийных бедствий, перевозки беженцев. А в 1961 году Ан-12 совершил перелет по маршруту «Москва — Антарктида — Москва», преодолев расстояние свыше 26 тысяч километров за 48 часов 7 минут. Сегодня «воздушный грузовик» продолжает оставаться в строю не только в России, но и в ряде стран мира, куда в разные годы были поставлены его модификации. Интересный факт: легенда советской транспортной авиации Ан-12 использовался в съемках фильма «Война миров Z» с участием Брэда Питта.

Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»
(495) 556-40-32
(495) 556-40-38
press@tsagi.ru

Вернуться к списку

Яндекс.Метрика