100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: бомбардировщик-ракетоносец Ту-95
12 Ноября 2018
Испытания макета самолета Ту-95 с имитацией работы силовой установки в аэродинамической трубе Т-101
Единственный в мире бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями Ту-95 получил обозначение «Bear» в кодификации НАТО. Гигантский русский «медведь» до сих пор в строю. Его основные преимущества — скорость, дальность и скрытность от систем обнаружения, способных вычислять стратегические бомбардировщики по выхлопам из реактивных двигателей.
Необходимость разработки скоростного дальнего бомбардировщика возникла в начале
Однако такой двигатель не давал достаточной крейсерской скорости. Решить эту задачу помогли аэродинамики ЦАГИ. Совместно с ОКБ К.И. Жданова они создали уникальный соосный винт с высокими значениями коэффициента полезного действия, не имеющий аналогов в мире и до настоящего времени. Результаты больших экспериментальных исследований и разработка методов расчета полностью подтвердились в летных испытаниях.
Первый полет Ту-95, представлявшего собой среднеплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями в стреловидных крыльях, состоялся 11 ноября 1952 года. На вооружение «Медведь» стал поступать с 1956 года. Существует несколько серийных модификаций самолета, в числе которых — Ту-95М с увеличенным запасом топлива, Ту-95В для испытаний сверхмощной термоядерной бомбы, Ту-95МСМ с установленной новой навигационной системой и возможностью внешней подвески восьми ракет Х-101, Х-102. Самолеты Ту-95МР вели разведку в Атлантике и Тихом океане. Ту-95РЦ регулярно патрулировали удаленные районы Мирового океана. На Ту-95МС был выполнен беспосадочный облет границ СССР.