Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG

Противодействие коррупции

Версия для печати

100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: бомбардировщик-ракетоносец Ту-95

12 Ноября 2018

Испытания макета самолета Ту-95 с имитацией работы силовой установки в аэродинамической трубе Т-101

Единственный в мире бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями Ту-95 получил обозначение «Bear» в кодификации НАТО. Гигантский русский «медведь» до сих пор в строю. Его основные преимущества — скорость, дальность и скрытность от систем обнаружения, способных вычислять стратегические бомбардировщики по выхлопам из реактивных двигателей.

Необходимость разработки скоростного дальнего бомбардировщика возникла в начале 1950-х годов, когда руководство СССР опасалось ядерной угрозы со стороны США. Кроме того, важность тяжелой авиации в бою показала война в Корее. Сталин вызвал к себе авиаконструктора Андрея Туполева, чтобы обсудить создание межконтинентального реактивного носителя ядерного оружия. Туполев возразил, что это невозможно, так как реактивные двигатели потребляют много топлива и для сверхдальних перелетов не годятся. В итоге было решено спроектировать бомбардировщик с турбовинтовыми двигателями, обладающими достаточной мощностью. Таких силовых установок в мире на тот момент не существовало. В поиске вариантов ученый заинтересовался разработанным под руководством генерального конструктора опытного завода № 276 Николая Кузнецова в Куйбышеве турбовинтовым двигателем ТВ-2. Созданный на базе трофейного немецкого механизма JUMO-022, он показал взлетную мощность 6250 л.с., экономичность и ресурс порядка 200 ч. В итоге два этих двигателя объединили в один — 2ТВ-2Ф.

Однако такой двигатель не давал достаточной крейсерской скорости. Решить эту задачу помогли аэродинамики ЦАГИ. Совместно с ОКБ К.И. Жданова они создали уникальный соосный винт с высокими значениями коэффициента полезного действия, не имеющий аналогов в мире и до настоящего времени. Результаты больших экспериментальных исследований и разработка методов расчета полностью подтвердились в летных испытаниях.

Первый полет Ту-95, представлявшего собой среднеплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями в стреловидных крыльях, состоялся 11 ноября 1952 года. На вооружение «Медведь» стал поступать с 1956 года. Существует несколько серийных модификаций самолета, в числе которых — Ту-95М с увеличенным запасом топлива, Ту-95В для испытаний сверхмощной термоядерной бомбы, Ту-95МСМ с установленной новой навигационной системой и возможностью внешней подвески восьми ракет Х-101, Х-102. Самолеты Ту-95МР вели разведку в Атлантике и Тихом океане. Ту-95РЦ регулярно патрулировали удаленные районы Мирового океана. На Ту-95МС был выполнен беспосадочный облет границ СССР.

Пресс-служба ЦАГИ
(495) 556-40-32
(495) 556-40-38
press@tsagi.ru

Вернуться к списку

Яндекс.Метрика