Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG
Версия для печати

100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: самолет-амфибия Бе-200

19 Сентября 2018

  • Сброс воды с противопожарного самолета Бе-200ЧС на гидроаэродроме ЦАГИ на Московском море Сброс воды с противопожарного самолета Бе-200ЧС на гидроаэродроме ЦАГИ на Московском море
  • Самолет-амфибия Бе-200 Самолет-амфибия Бе-200

Тушение возгорания в ущелье Уч-Кош над Ялтой, лесных пожаров в Якутии, спасение от огня села в Амурской области — можно долго перечислять заслуги самолета-амфибии Бе-200. В 2015 году он привлекался к поиску обломков Airbus A320-216 в Яванском море, участвовал в спасательной операции МЧС России после крушения траулера «Дальний Восток» в Охотском море. Amphibious в переводе с греческого — ведущий двойной образ жизни, и Бе-200 полностью соответствует этому определению. Самолет может взлетать как с земли, так и с водной поверхности — при высоте волн до 1,2 метра.

Бе-200 — «потомок» другого самолета-амфибии, А-40 «Альбатрос», разработанного Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом (ТАНТК) имени Г.М. Бериева. В «Альбатросе» сошлись практические исследования гидродинамиков ЦАГИ в 1970–1980-х годах, в его компоновке использован ряд новейших достижений. Лодка имела очень большое удлинение, дополнительный прирост мореходности был получен за счет применения аэродинамического демпфера колебаний в канале тангажа. Но в серийное производство самолет не запустили, поэтому эти решения «по наследству» перешли к Бе-200.

Самолет-амфибия Бе-200 представляет собой высокоплан со стреловидным крылом, Т-образным хвостовым оперением и лодкой большого удлинения. Он вдвое легче «Альбатроса», что позволяет ему эффективно и маневренно решать главную задачу — бороться с пожарами. Для этого специалисты Центрального аэродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского разработали систему забора воды на режимах глиссирования. С помощью специальных водозаборников вода забирается с поверхности водоема в темпе до одной тонна-силы при скорости около 50 м/с. У самолета имеется восемь баков под полом грузового отсека, поэтому он способен взять на борт до 12 т воды.

Первый полет самолета-амфибии Бе-200 состоялся 24 сентября 1998 года. Существует несколько модификаций этой машины — для тушения пожаров, проведения поисково-спасательных работ, патрулирования. Например, модификация Бе-200ЧС оснащена специальным пилотажно-навигационным комплексом, позволяющим двум членам экипажа и управлять самолетом, и проводить тушение пожаров, и выполнять забор воды.

Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»
(495) 556-40-32
(495) 556-40-38
press@tsagi.ru

Вернуться к списку

Яндекс.Метрика