Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG

Противодействие коррупции

Версия для печати

100-ЛЕТИЕ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: реактивный истребитель Ла-160

26 Июня 2018

  • Исследование аэродинамических характеристик модели экспериментального истребителя Ла-160 в аэродинамической трубе Т-102, 1947 г. Исследование аэродинамических характеристик модели экспериментального истребителя Ла-160 в аэродинамической трубе Т-102, 1947 г.
  • Реактивный истребитель Ла-160 Реактивный истребитель Ла-160

В июне 1947 г. в небо поднялся советский реактивный истребитель со стреловидным крылом Ла-160. Он был первым в революционной для того времени конфигурации и за особенности внешнего вида получил название «Стрелка». Истребитель стал инновационной разработкой КБ под руководством С.А. Лавочкина и ученых ЦАГИ.

«Стрелка» создавалась в послевоенные годы, отмеченные бурным развитием авиации и переходом от винтовых двигателей к реактивным. Применение более мощных двигателей требовало совершенно нового подхода в аэродинамике летательных судов. Решением стало придание крылу стреловидной формы и уменьшение его относительной толщины. Для реализации этой идеи требовались глубокие и разносторонние теоретические и экспериментальные исследования.

ЦАГИ начал работу над стреловидным крылом еще в годы войны. Будущий академик Владимир Струминский, основываясь на результатах теоретических расчетов, показал преимущества такой конструкции за счет снижения волнового сопротивления крыла в пограничном слое и эффекта скольжения. Также, благодаря работам ученых института, стреловидные крылья получили аэродинамические перегородки вдоль хорды и гребни, препятствующие перетеканию воздушного потока вдоль несущей поверхности. Это позволило увеличить значения критических углов атаки и повысить эффективность элеронов. Исследования Ла-160 в аэродинамических трубах ЦАГИ охватили большой круг вопросов. В частности, было выявлено, что стреловидное крыло позволяет отодвинуть кризисные явления в область более высоких скоростей, смягчить их резко изменяющийся характер и обеспечить устойчивость на больших углах атаки.

Разработка истребителя Ла-160 велась конструкторским бюро в 1946 году. Это одноместный цельнометаллический среднеплан с крылом стреловидностью 35º, скомпонованным из разработанных в ЦАГИ скоростных профилей.

Летные испытания реактивного истребителя проходили в июне—сентябре 1947 г. Благодаря масштабным летным испытаниям Ла-160 был получен достоверный материал об особенностях устойчивости и управляемости самолета новой конфигурации.

«Стрелка» первой из советских самолетов преодолела тысячекилометровый рубеж скорости: на высоте 5700 м летчик-испытатель И.Е. Федоров достиг показателя 1050 км/ч, что соответствовало числу Маха, равного 0,92. Заместитель С.А. Лавочкина Н.С. Черняков оставил воспоминания об этом дне: «Звуковой барьер казался тогда авиационным работникам всего мира очень страшным. Казалось, преодолеть его невозможно. А преодоление этого барьера было конечной целью наших работ по созданию Ла-160. Мне трудно передать волнение, которое испытывали мы все, хорошо зная, какие опасности поджидают машину и испытателя».

Судьба распорядилась так, что Ла-160 был создан в единственном экземпляре. После испытаний он принимал участие только в воздушном параде в Тушино летом 1947 г.

Результаты экспериментальных исследований аэродинамических моделей и летные испытания «Стрелки» стали основой для создания более совершенных машин, таких как МиГ-15 и Ла-15.

Пресс-служба ЦАГИ
(495) 556-40-32
(495) 556-40-38
press@tsagi.ru

Вернуться к списку

Яндекс.Метрика