100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ: глиссер АНТ-2
7 Июня 2018
Создание специалистами Центрального аэрогидродинамического института и конструктором А.Н. Туполевым быстроходного речного глиссера АНТ-2 стало важной вехой как в истории института, так и на пути развития отечественного самолетостроения, в том числе гидроавиации.
В начале
Опытный глиссер ЦАГИ АНТ-2 появился в 1923 году: в июне началась его постройка, а уже в ноябре конструктор вывел свое новое судно на воду. Глиссер получился небольшой, на
Однако путь к этому достижению был нелегок. Туполев непрерывно вел работы сразу по нескольким направлениям. В самолетостроении благодаря усилиям Андрея Николаевича вводился легкий металл — дюраль, или кольчугалюминий. Параллельно в Крыму создавался гидродром — экспериментальная база для испытаний и доводок будущих морских конструкций. Кроме того, он искал способы борьбы с коррозией металла под действием морской воды и созданию водонепроницаемых соединений.
Свое изобретение конструктор испытывал на Москве-реке лично: «Те, кто был во время испытаний глиссеров с Туполевым, понимали: происходила не только проверка скользившей по речной поверхности конструкции судна, но и самого конструктора, которому важно было померяться силами с ветром, рекой и двигателем, почувствовать себя сильным и крепким, способным вершить большие дела», — так описывают этот процесс в книге «Становление» серии «Творцы науки и техники» Е. И. Рябчиков и А. С. Магид. Ниже в тексте авторы отмечают, что эти испытания утвердили конструктора в мнении о правильности найденной металлической конструкции глиссера.
Глиссер АНТ-2 стал первым отечественным скоростным судном на линии Чебоксары — Васильсурск. А в 1927 г. на нем был совершен поход Москва — Ленинград.