Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG

Противодействие коррупции

Версия для печати

ЦАГИ участвует в проекте ARISTOTEL 7-й Европейской рамочной программы

15 Декабря 2010

В г. Дельфт, Нидерланды, прошла стартовая встреча партнеров проекта ARISTOTEL 7-й Европейской рамочной программы, на которой были обсуждены планы и графики работ на ближайшее время. Проект ARISTOTEL направлен на изучение вопросов раскачки, возникающей при управлении самолетом или вертолетом при определенных характеристиках летательного аппарата (ЛА), и на определение методов и средств предотвращения этой раскачки. Центральный аэрогидродинамический институт представляет в ARISTOTEL Российскую Федерацию.

В проекте участвуют 11 партнеров из ЕС и России, в том числе научно-исследовательские институты: ЦАГИ (Россия), DLR, EURICE (Германия), NLR (Нидерланды), ONERA (Франция), STRAERO (Румыния), университеты: TUDelft (Нидерланды), POLIMI, URoma3 (Италия), UoL (Великобритания) и производитель авиационной техники EUROCOPTER (Германия). Продолжительность проекта — 3 года, координатором является TUDelft.

Проблема раскачки самолета летчиком (РСЛ) всегда являлась вопросом, вызывающим пристальный интерес ученых в области динамики и управляемости ЛА и разработчиков новых самолетов и вертолетов. Нежелательное взаимодействие летчика с ЛА является причиной многих летных происшествий — от легких до катастрофических. Как показывает анализ летных происшествий, раскачку, приводящую к катастрофам, очень трудно и в некоторых случаях невозможно остановить. Однако даже «легкие» случаи РСЛ, не приводящие к потере ЛА или жизней, могут, тем не менее, значительно понизить эффективность управления ЛА и поставить под сомнение выполнение задачи пилотирования.

В связи с быстрым развитием авиации и появлением новых самолетов и вертолетов, обладающих быстрой динамикой и сложными системами управления, наблюдается тенденция к учащению случаев РСЛ. Наиболее известные из недавних случаев раскачки произошли с самолетами Boeing 777, Boeing 757, Boeing 767 (1995—1999) и Saab JAS 39 Gripen (1989—1994), и вертолетами Sikorsky Ch-53E (1978—1985) и V-22 (1994—1999). Как показывает статистика, в том числе по российским самолетам, а также полученные недавно в ЦАГИ экспериментальные данные, причиной возникновения РСЛ могут быть также характеристики загрузки рычагов, чувствительность управления и упругость конструкции ЛА.

Основными научными и практическими целями проекта ARISTOTEL являются минимизация факторов РСЛ, приводящих к потере управляемости, и разработка методов прогнозирования и устранения возможностей возникновения РСЛ уже на ранних стадиях проектирования самолетов и вертолетов.


Вернуться к списку

Яндекс.Метрика