ЦАГИ участвует в проекте ARISTOTEL 7-й Европейской рамочной программы
15 Декабря 2010
В г. Дельфт, Нидерланды, прошла стартовая встреча партнеров проекта ARISTOTEL
В проекте участвуют 11 партнеров из ЕС и России, в том числе научно-исследовательские институты: ЦАГИ (Россия), DLR, EURICE (Германия), NLR (Нидерланды), ONERA (Франция), STRAERO (Румыния), университеты: TUDelft (Нидерланды), POLIMI, URoma3 (Италия), UoL (Великобритания) и производитель авиационной техники EUROCOPTER (Германия). Продолжительность проекта — 3 года, координатором является TUDelft.
Проблема раскачки самолета летчиком (РСЛ) всегда являлась вопросом, вызывающим пристальный интерес ученых в области динамики и управляемости ЛА и разработчиков новых самолетов и вертолетов. Нежелательное взаимодействие летчика с ЛА является причиной многих летных происшествий — от легких до катастрофических. Как показывает анализ летных происшествий, раскачку, приводящую к катастрофам, очень трудно и в некоторых случаях невозможно остановить. Однако даже «легкие» случаи РСЛ, не приводящие к потере ЛА или жизней, могут, тем не менее, значительно понизить эффективность управления ЛА и поставить под сомнение выполнение задачи пилотирования.
В связи с быстрым развитием авиации и появлением новых самолетов и вертолетов, обладающих быстрой динамикой и сложными системами управления, наблюдается тенденция к учащению случаев РСЛ. Наиболее известные из недавних случаев раскачки произошли с самолетами Boeing 777, Boeing 757, Boeing 767
Основными научными и практическими целями проекта ARISTOTEL являются минимизация факторов РСЛ, приводящих к потере управляемости, и разработка методов прогнозирования и устранения возможностей возникновения РСЛ уже на ранних стадиях проектирования самолетов и вертолетов.