Вертолету Ми-8 – 50 лет
10 Августа 2012
2 августа на территории ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» состоялась торжественная церемония открытия памятника легендарному вертолету Ми-8, который стоит на службе нашей стране уже 50 лет. В создании и совершенствовании этого летательного аппарата огромную роль сыграл Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского.
Само имя основателя вертолетного завода, который долгие годы выпускает лучшие в мире машины, связано с ЦАГИ. М. Л. Миль начал свою научную деятельность в центре авиационной науки. Специальная лаборатория № 5 ЦАГИ по проблемам вертолетостроения была организована по инициативе Михаила Леонтьевича в 1947 году. В конце 1947 года М.Л. Миль создал свое ОКБ, которое работало в тесном сотрудничестве с институтом.
Результаты, полученные в ЦАГИ, позволили создать конструкторскому бюро Миля высококлассные вертолеты с поршневыми двигателями Ми-1 и Ми-4. Благодаря специалистам ЦАГИ в сжатые сроки было построено 3 серийных вертолета с газотурбинными силовыми установками, среди которых был и легендарный Ми-8. Вместе с ним были сконструированы тяжелый десантно-транспортный вертолет Ми-6 и легкий многоцелевой Ми-2. Но именно средний многоцелевой вертолет Ми-8 завоевал наибольший успех, став самым массовым и распространенным в мире.
«Великолепную восьмерку» называют вершиной и стержнем отечественного вертолетостроения, что обусловлено высоким научно-техническим уровнем работ ученых ЦАГИ и конструкторов ОКБ. Специалисты института внесли большой вклад в выбор параметров вертолета и в проектирование его конструкции. Эксперименты, проводимые в Центральном аэродинамическом институте, позволили добиться высокого уровня надежности и выживаемости вертолета в экстремальных условиях.
Все время эксплуатации Ми-8 сопровождалось и сопровождается исследованиями в ЦАГИ, которые позволяют совершенствовать конструкцию, прочностные и аэродинамические характеристики этой винтокрылой машины. Ми-8 является рекордсменом по количеству модификаций, обусловленных тщательно продуманной конструкцией. Коллективы цаговских исследователей-вертолетчиков и ОКБ совместно продолжают работать над модернизацией этого вертолета.
Современный Ми-8/17 выпускается в пассажирском, транспортном, транспортно-боевом, деловом и других вариантах. Вертолет летает более чем в 100 странах. На сегодня выпущено более 12 000 машин.