ЦАГИ предлагает защищать элементы сетчатых композитных конструкций
5 Сентября 2014
Проект «PoLaRBEAR» является фактическим продолжением проекта «ALaSCA», посвященного разработке композитных конструкций фюзеляжа на основе сетчатых конструктивно-силовых схем. Успех проекта «ALaSCA» стал необходимым фундаментом для продолжения исследований в рамках проекта «PoLaRBEAR», где рассматриваются вопросы обеспечения длительной прочности и долговечности перспективных сетчатых конструкций.
«Мы предлагаем принципиально новый подход к обеспечению прочности силовых композитных конструкций в течение длительного срока эксплуатации, — объясняет начальник сектора отделения прочности ЦАГИ Иван Кондаков. — Дело в том, что в сетчатых конструкциях основным силовым элементом является каркас из однонаправленных композитных ребер. Это позволяет эффективно (т.е. с небольшими весовыми затратами) защитить силовые элементы от факторов внешней среды, и таким образом принципиально решить проблему долговечности композитной конструкции. Можно сказать, что эту идею мы позаимствовали у самой природы, ведь „силовой конструкцией“ человека является прочный скелет, в то время как мышцы и кожа выполняют, в том числе, функции защиты скелета от внешних воздействий».
Проект PoLaRBEAR стартовал в 2013 году и направлен на разработку легких, дешевых, надежных в эксплуатации, удобных для ремонта и технического обслуживания конструкций композитного фюзеляжа. Проект FP7 PoLaRBEAR — следующий (после проекта FP7 ALaSCA) шаг по адаптации успешно применяемых в космической отрасли сетчатых композитных отсеков к конструкции фюзеляжа гражданского самолета. ЦАГИ участвует во всех рабочих пакетах, проводит расчетные исследования и испытания образцов на статическую прочность, а также циклические и климатические испытания. В проекте PoLaRBEAR кроме ЦАГИ принимают участие 11 партнеров: ВИАМ, ЦНИИСМ, МФТИ, НИК-Самара, РХТУ, DLR, Airbus, MSC, SMR, Queen Mary University of London, TU Braunschweig.