ЦАГИ предлагает использовать газомоторные технологии в авиации в условиях Крайнего Севера и Арктики
17 Июля 2014
Проблемы и перспективы развития малой и региональной авиации в условиях Крайнего Севера и Арктики стали предметом обсуждения представителей федеральных органов власти, ученых и специалистов авиационной отрасли на одноименном круглом столе, прошедшем 4 июля в Нарьян-Маре.
Организаторами форума стали Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова и Технологическая платформа (ТП) «Авиационная мобильность и авиационные технологии»*, координатором которой является ФГУП «ЦАГИ». Открыл круглый стол врио губернатора Ненецкого автономного округа (НАО) Игорь Кошин.
Для многих жителей труднодоступных регионов страны авиация остается единственным средством связи с внешним миром. Особенно высока потребность в перевозках в периоды межсезонья. Самолеты и вертолеты доставляют специалистов и грузы на нефтепромыслы и другие производственные объекты, а также обеспечивают транспортировку людей, нуждающихся в срочной медицинской помощи. Но данное направление имеет и свои проблемы: это и отсутствие необходимой аэродромной инфраструктуры, и тяжелые погодные условия, и транспортировка топлива из промышленно-развитых регионов и даже из заграницы (авиабензин), и т.д.
Развитие малой и региональной авиации в условиях Крайнего Севера и Арктики давно является предметом исследований сотрудников Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). Ведущий инженер-конструктор ФГУП «ЦАГИ» Вячеслав Зайцев, занимающийся этой проблемой более 30 лет, предложил удешевить авиаперевозки и улучшить транспортную доступность северных территорий путем перевода воздушных судов на газомоторную технологию. Данная разработка была впервые исследована и удачно опробована на авиатранспорте учеными ЦАГИ. И сегодня специалисты института активно занимаются развитием и внедрением этой технологии в авиационную отрасль.
Возможность реализации газомоторной технологии ФГУП «ЦАГИ» в авиации северных регионов заинтересовала представителей администрации НАО и руководителей авиаотрядов.
Также инженеры ЦАГИ предложили современные технологические решения. В труднодоступных регионах можно применять беспилотные летательные аппараты вертикального взлета вентиляторного типа, которые могут быть весьма эффективны в охране природы и человека и борьбе с браконьерством. А на территориях с плохо развитой аэродромной инфраструктурой ученые института рекомендовали использовать летательные аппараты с шасси на воздушной подушке, которое расширяет их эксплуатационные возможности и позволяет осуществлять посадку на грунтовых, водных и ледовых поверхностях.