Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG
Версия для печати

На заседании Экспертного совета в ЦАГИ обсудили реализацию программы по развитию гражданской авиации России

1 Июля 2014

3-4 июня в Центральном аэрогидродинамическом институте им. проф. Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) состоялось заседание Экспертного совета при Научно-координационном совете по координации, научно-техническому и организационному сопровождению реализации федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.». На повестке дня стояло обсуждение результатов выполнения приоритетных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). В мероприятии приняли участие ведущие специалисты и руководители организаций авиационной отрасли.

Открывая заседание, председатель Экспертного совета, генеральный директор ФГУП «ЦАГИ» Борис Алёшин обратился с приветственным словом к участникам мероприятия. Он отметил, что Экспертный совет является коллегиальным органом в системе управления Программой и одной из его основных функций является экспертиза материалов работ, выполняемых в рамках Программы, с оценкой научно-технического уровня проводимых исследований и разработок по отношению к мировому уровню.

В ходе заседания были озвучены результаты выполнения научно-исследовательских работ (НИР) по созданию перспективного скоростного вертолета холдингом ОАО «Вертолеты России». Одним из соисполнителей работы, наряду с ОАО «МВЗ имени М.Л. Миля», ОАО «Климов» и ОАО «Камов», является ФГУП «ЦАГИ». В рамках данного проекта создается новый летательный аппарат, обладающий рядом важных технических особенностей, которые делают его успешным коммерческим продуктом, например, намечено использовать двигатель ВК-2500М. Как отметил директор программы «Перспективный скоростной вертолет» холдинга ОАО «Вертолеты России» Тарас Чайка, эту силовую установку отличает более высокая топливная экономичность, меньшее количество составных деталей и более низкая стоимость эксплуатации, по сравнению с аналогами.

Промежуточные результаты НИОКР по созданию интегрированного комплекса бортового радиоэлектронного оборудования на основе интегрированной модульной авионики представил заместитель генерального директора — главный конструктор ОАО «НИИАО» Александр Евгенов. В рамках данного проекта ученые занимаются созданием базовых компонентов и комплектующих бортового оборудования, которые, благодаря адаптации, смогут использоваться на разных типах воздушных судов. Такие унифицированные элементы позволят формировать комплексы бортового оборудования самолетов и вертолетов по принципу конструктора, добавляя необходимый функционал.

Константин Шестаков — заместитель директора Центра проектирования холдинга ОАО «Авиационное оборудование» осветил в своем выступлении результаты выполнения НИОКР «Конкурентоспособность-1», ключевыми целями которой являются повышение уровня конкурентоспособности отечественных авиационных агрегатов и систем и в перспективе — импортозамещение в отрасли. В рамках данного проекта специалисты занимаются созданием новых конкурентоспособных агрегатов и систем, которые планируется устанавливать на современные и перспективные летательные аппараты. На протяжении прошлого года усилия разработчиков были сосредоточены на создании девяти объектов, среди которых можно отметить систему электроснабжения (намечено, что основным объектом ее применения будет самолет МС-21) и взлетно-посадочное устройство в виде электропривода мотор-колеса (разрабатывается для установки на самолет SSJ-100).

Развитие программы создания самолета МС-21 стало одной из ключевых тем обсуждения в рамках заседания. Первый заместитель главного конструктора МС-21 ОАО «Корпорация Иркут» Виталий Нарышкин в своем докладе отразил основные результаты работы по данной опытно-конструкторской разработке, в которой активно участвует ФГУП «ЦАГИ». Продолжая тему создания ближнесреднемагистрального самолета, представители ЗАО «Аэрокомпозит» — вице-президент по разработке — главный конструктор Сергей Куликов и заместитель начальника технологического департамента Алексей Ульянов рассказали об итогах выполнения НИОКР «Крыло». В рамках данного проекта ведется разработка агрегатов крыла, рулей высоты и направления из композиционных материалов, которые применяются в конструкции МС-21. Большинство проведенных испытаний проходило на экспериментальной базе ФГУП «ЦАГИ». Промежуточные результаты проекта по испытаниям силовой установки нового самолета МС-21 — двигателя ПД-14 участникам заседания представил главный конструктор двигателя ПД-14 ОАО «Авиадвигатель» Игорь Максимов.

Как отметил секретарь Экспертного совета, начальник сектора ФГУП «ЦАГИ» Виктор Овчинников, «особенно важно рассматривать итоги выполнения работ именно сейчас, так как действие федеральной целевой программы развития гражданской авиационной техники России в 2015 году завершается». По словам ученого, состоялось содержательное обсуждение всех достигнутых результатов, в том числе проблемных вопросов.

По итогам заседания Экспертный совет признал, что цели и задачи, поставленные перед организациями-исполнителями при выполнении работ в 2013 году, достигнуты. Высказанные замечания и предложения рекомендовано учесть при дальнейшем выполнении работ.

ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 — 2010 годы и на период до 2015 года» направлена на решение проблемы конкурентоспособности авиационной промышленности на внутреннем и внешнем рынках гражданской авиационной техники. Государственным заказчиком-координатором Программы, который несет ответственность за ее эффективную реализацию в целом, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Головной организацией, осуществившей разработку данной Программы, является ФГУП «ЦАГИ».

Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»
(495) 556-40-32
(495) 556-40-38
press@tsagi.ru

Вернуться к списку

Яндекс.Метрика