Ученые ЦАГИ приняли участие в заседании рабочей группы Россия-ЕС и конференции «Greener aviation»
9 Апреля 2014
В середине марта специалисты ЦАГИ посетили Брюссель для участия в заседании рабочей группы Россия-ЕС в области гражданских авиационных исследований и конференции «Greener aviation», посвященной обсуждению результатов программы Clean Sky («Чистое небо»).
В заседании рабочей группы Россия-ЕС российскую сторону представляли Министерство промышленности и торговли РФ, ЦАГИ (как национальная контактная точка «Аэронавтика»), ЦИАМ, ГосНИИАС. В ходе этого мероприятия обсуждались тематики будущих проектов в рамках Третьего скоординированного конкурса Россия-ЕС по аэронавтике. В частности, это активные и пассивные методы снижения уровня шума пассажирских самолетов и вертолетов, активные методы уменьшения вредных выбросов авиационных двигателей и увеличения запаса устойчивости, методы изготовления конструкций и компонентов летательных аппаратов с использованием высокопрочных сплавов, снижение сопротивления летательных аппаратов с помощью оптимальной интеграции двигателя и использования активных методов управления потоком, «умные» конструкции и адаптивные технологии для управления потоком, нагрузками и вибрацией. На данный момент тематики проектов согласованы рабочей группой и проходят процедуру дальнейшего утверждения в Министерстве промышленности и торговли РФ и Еврокомиссии.
Серьезным шагом к расширению сотрудничества ЦАГИ с европейскими организациями в рамках программы Clean Sky стало участие в конференции «Greener aviation», которая включала в себя пленарные заседания, тематические секции и круглые столы. Российские специалисты представили на мероприятии результаты исследований по актуальным темам.
На пленарном заседании, посвященном обзору национальных программ в области авиации, исполнительный директор ЦАГИ Сергей Чернышев презентовал научные исследования в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности на
Секции конференции охватили обширный круг вопросов: инновационная архитектура летательных аппаратов, двигатели, экологическое проектирование, уменьшение веса, снижение уровня шума, управление энергией на борту самолета, «зеленые» и безопасные полеты, инновации (отдельные технические решения). Специалисты ЦАГИ представили доклады, посвященные способам снижения аэродинамического шума (одна из ключевых задач для программы Clean Sky), исследованиям про-композитных несущих конструкций для агрегатов самолетов, аэродинамическим исследованиям силовых установок для интегральных схем дозвуковых самолетов. Выступления отечественных ученых стали благодатной почвой для обсуждения возможностей совместных проектов в ближайшей перспективе.
В ходе проведения круглых столов участники обменялись мнениями по актуальным и сложным вопросам авиационной отрасли. В частности, в рамках круглого стола «Металлы или композиты» речь шла об одной из наиболее критических проблем программы Clean Sky — снижении веса конструкций перспективных гражданских самолетов на 20% для обеспечения запланированного уровня экологичности (поскольку традиционная композитная конструкция нового поколения гражданских самолетов не обладает необходимой весовой эффективностью). Участники обсуждали плюсы и минусы использования композитов в авиастроении в сравнении с металлами, при этом эксперты рассматривали альтернативные пути улучшения металлических и композитных конструкций. Не менее оживленную дискуссию вызвала тема круглого стола, связанная с эксплуатацией двигателей с открытым ротором (это одно из направлений разработок в рамках программы Clean Sky), которые, при известных достоинствах, имеют существенные ограничения.
Clean Sky («Чистое небо») — одна из наиболее масштабных программ авиационных исследований в Европе, целью которой является повышение экологических характеристик воздушного транспорта. Сроки реализации проекта —