Опыт авиапрома служит РЖД/ газета «Гудок», № 230, 24463
8 Декабря 2009
ОАО «РЖД» и ФГУП «ЦАГИ» заключили соглашение о долгосрочном сотрудничестве с целью формирования согласованной политики и объединения усилий для подготовки и реализации перспективных проектов в области внедрения и продвижения инновационных технологий в сфере железнодорожного транспорта.
Обмен передовой научно-технической информацией в смежных областях инженерной деятельности по-прежнему актуален. Внедрение достижений одной отрасли в другую, участие в совместных разработках и обмен опытом позволяют, особенно в современных условиях, эффективно решать поставленные задачи совершенствования технического уровня машиностроения, а также существенно минимизировать материальные и людские затраты. Уже есть целый ряд научно-технических решений, положительно зарекомендовавших себя при создании и эксплуатации авиационной техники, которые при определенных условиях могут быть успешно применены и для железнодорожного транспорта.
В марте 2009 года прошли сертификационные испытания водоотводных лотков из композиционных материалов, применяемых для железнодорожного полотна. Лотки предназначены для отведения паводковой и дождевой воды от железнодорожных путей, магистралей и путепроводов. В процессе испытаний специалисты ЦАГИ подтвердили соответствие характеристик водоотводных лотков требованиям технических условий для железных дорог России. Кроме того, были успешно проведены сертификационные испытания изолирующих стыков с комбинированными (металлокомпозитными) накладками для железнодорожных рельсов типа Р-65. Образцы стыков были отобраны представителями Регистра сертификации Федерального железнодорожного транспорта (РС ФЖТ). Испытания прошли при нормальных условиях окружающей среды с использованием собственных средств испытаний по аттестованной методике. Весной 2009 года делегация ОАО «РЖД» посетила ЦАГИ, чтобы ознакомиться с ходом циклических испытаний шпал, проводимых в институте на стенде «СР-Шпала» в корпусе ресурсных испытаний авиационных конструкций, а также с экспериментальной базой отделения ресурса конструкций летательных аппаратов, и чтобы провести переговоры о дальнейшем сотрудничестве. По итогам переговоров было принято решение не только продолжить, но и расширить сотрудничество между ОАО «РЖД» и ЦАГИ. Для координации работ и повышения их эффективности, а также методического обеспечения совместных работ было запланировано создать рабочую группу из представителей РЖД, РС ФЖТ и ЦАГИ. Принято решение об организации работ по расчетно-экспериментальным исследованиям прочностных характеристик узлов скрепления. Кроме того, работы должны затронуть следующие направления: доработка нормативно-технической документации по содержанию верхнего строения пути и исследование влияния аэродинамических характеристик подвижного состава при высокоскоростном движении на элементы верхнего строения пути, окружающую инфраструктуру и встречные составы, разработка идеологии для «опережающей» отработки изделий с учетом воспроизведения силовых и климатических воздействий в лабораторных условиях с целью существенного сокращения сроков внедрения изделий технических средств железнодорожного транспорта и минимизации затрат в процессе эксплуатации.
В сентябре этого года ЦАГИ повторно посетила официальная делегация ОАО «РЖД» во главе с руководителем центра инновационного развития ОАО «РЖД» Александром Корчагиным. Члены делегации подробно ознакомились с работами, которые институт проводит для железных дорог России, и оценили возможности экспериментальной базы с целью расширения сотрудничества. Представители РЖД встретились с директором ЦАГИ Сергеем Чернышевым. В рамках сотрудничества ЦАГИ, РЖД и РС ФЖТ было подписано соглашение о проведении циклических испытаний технических средств железнодорожного транспорта в ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского. Между РС ФЖТ и ЦАГИ заключен договор, выполнен проект и изготовлен стенд для циклических испытаний шпал для совмещённого трехниточного пути с узкой и широкой колеей для Сахалинской железной дороги. Конструкция стенда позволяет в будущем расширить его функции для климатических испытаний как самой шпалы, так и для элементов рельсовых скреплений с учетом влияния «подуклонки».
Автор: Юлия Алифанова