Беспилотные авиационные системы: безопасность полетов и критические факторы / Журнал «Аэрокосмический курьер» № 1, 2011
28 Февраля 2011
XXI век будет столетием беспилотной авиации. Так, известный американский специалист Джон Варден прогнозирует, что к 2025 г. около 90 % боевых самолетов будут беспилотными и лишь 10 % — пилотируемыми, а летчики станут «золотым резервом» для выполнения наиболее важных и сложных задач. Аналогичная ситуация отмечается и в связи с развитием беспилотных авиационных систем (БАС) гражданского назначения. Это вызвано рядом их важных достоинств. Прежде всего, отсутствие экипажа на борту воздушного судна (ВС), а значит устранение риска гибели людей. Возможность выполнения маневров с большими перегрузками, превышающими физические возможности летчиков, большие продолжительность и дальность полета при отсутствии фактора усталости экипажа. И, наконец, относительно небольшая стоимость беспилотных летательных аппаратов (БЛА), которые могут иметь малые размеры и невысокие затраты на их эксплуатацию.
Методы и технологии создания летательных аппаратов доступны многим специалистам и предприятиям, занятым разработкой и производством авиационной техники. Только в России существуют несколько десятков фирм, предлагающих всевозможным потребителям беспилотные авиационные системы. В 2009 г. количество разработанных в мире только типов БАС достигло 1190, из которых около 30 % — гражданского и двойного назначения. Одновременно с разработкой, производством и первыми шагами по применению за рубежом формируется нормативная база совместного использования воздушного пространства БАС и пилотируемыми ВС.
В России тоже отмечается большой интерес к БАС. Разработчики широко рекламируют их дешевизну, эффективность и безопасность применения. Однако отсутствие систем предотвращения столкновений БЛА с воздушными судами, высокая вероятность неконтролируемого падения на землю делают невозможными полеты БЛА в одном пространстве с другими ВС, а также их использование в районах населенных пунктов. В результате теряется часть выгод от применения гражданских БАС, а в воздушном пространстве с напряженным воздушным движением и в районах населенных пунктов применение БАС становится полностью нецелесообразным.
К опасностям, оказывающих наиболее сильное влияние на эффективность и безопасность применения беспилотных авиационных систем, относятся:
- разрушение БЛА при столкновении с землей;
- нанесение вреда жизни и здоровью людей или их имуществу на земле;
- столкновение в воздухе с другими летательными аппаратами.
Первая опасность оказывает серьезное влияние на деятельность владельца, что заставляет его принимать меры к снижению уровня двух других опасностей и не требует реагирования со стороны государства, так как это локальные экономические риски хозяйствующего субъекта.
Вторая опасность пока не представляет серьезной угрозы для общества. Однако рост максимальной взлетной массы БЛА, скорости полета и применение БЛА в местах массового скопления людей риски увеличат. Непреднамеренное нанесение ущерба жизни и здоровью людей и имуществу на земле может произойти в основном из-за потери управляемости БЛА. Причинами могут стать неудовлетворительные характеристики устойчивости и управляемости БЛА, сбои в системах управления и линиях передачи данных, недостаточная прочность и, наконец, слабые навыки оператора БЛА.
Для снижения уровня риска при потере управляемости БЛА необходимо совершенствовать его конструкцию, повышать квалификацию авиаперсонала, а также установить правила подготовки и выполнения полетов БЛА. В целях стимулирования совершенствования конструкции требуется разработать нормы летной годности для БЛА, представляющих реальную опасность. Установить процедуры сертификации конструкции БЛА, а также их производителей, аналогичные для пилотируемых ВС. Разработать требования и программы обучения операторов БЛА.
Третья опасность связана со «слепотой» БЛА. Так как на его борту нет человека, а системы теленаблюдения и линии передачи данных пока не позволяют оператору своевременно увидеть другой летательный аппарат, то реализовать эксплуатацию по правилам визуальных полетов (ПВП) «вижу — избегаю» весьма сложно. Этой проблемы не существует при действиях по правилам полетов по приборам (ППП). Уже имеется достаточно большой опыт организации полетов БЛА и пилотируемых ВС в одном воздушном пространстве по ППП.
В результате полеты по ПВП могут выполняться только в специально выделенном воздушном пространстве, в котором не могут летать другие ВС, что резко снижает эффективность и привлекательность использования БЛА. Повысить эффективности можно путем оснащения БЛА системами, которые смогут «увидеть» другой летательный аппарат, определить возможность опасного сближения и принять меры к его предотвращению. В качестве таких систем предлагаются радарные устройства, работающие на принципе отражения радиоволн; инфракрасные датчики; устройства, работающие на принципе определения источника звука, и, наконец, автоматическое зависимое наблюдение (АЗН-В).
Однако принятого на законодательном уровне решения указанной проблемы пока нет. Так, системы, основанные на измерении излучения в инфракрасном диапазоне, имеют вероятность обнаружения только около 0,8, а аппаратурой АЗН-В в ближайшем будущем не будет оснащено даже значительное количество пилотируемых ВС. В результате бессмысленно ожидать быстрого технического и нормативного решения проблемы использования БЛА в одном пространстве с пилотируемыми летательными аппаратами.
В некоторых случаях представляется возможным обеспечить совместное использование воздушного пространства при выполнении БЛА некоторых видов авиационных работ на высотах до 50-80 м вдали от воздушных коридоров аэродромов при осуществлении соответствующих процедур взаимодействия операторов БЛА и пилотов ВС. Однако такие процедуры не разработаны и не апробированы, что затрудняет формирование соответствующей нормативной базы.
В воздушном законодательстве нет определения летательных аппаратов, на борту которых во время полета отсутствует пилот. Однако определение воздушного судна, установленное в ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации, относится и к указанным ЛА. А определение командира воздушного судна, установленное ст. 57, может применяться и к лицу, управляющему летательным аппаратом с земли. Есть много других норм, формально относящихся к БЛА, но специализированных норм права, учитывающих особенности проектирования, производства и эксплуатации БЛА, в воздушном законодательстве Российской Федерации пока нет. Связано это в первую очередь с отсутствием опыта широкого применения БЛА в стране.

Несмотря на интенсивную работу ИКАО, авиационных администраций ЕС, США и ряда других стран, международное воздушное законодательство в области регулирования проектирования, производства и эксплуатации БЛА практически отсутствует. Утвержденных международных стандартов нет, хотя различные между народные организации, например EUROCAE, с привлечением UVS International и других негосударственных структур ведут работу по созданию стандартов, регулирующих деятельность БАС. Так, рабочая группа EUROCAE WG 73 планирует выпустить международные стандарты для гражданских БАС (www.eurocae.net):
- ED-170 — основные принципы эксплуатации гражданских беспилотных самолетов в общем воздушном пространстве;
- ED-171 — аспекты функционирования гражданских беспилотных самолетов в общем воздушном пространстве;
- ED-172 — сертификация летной годности и техническое обслуживание гражданских беспилотных самолетов;
- ED-173 — малые БЛА со взлетной массой меньше 150 кг.
Используя уже наработанную международной ассоциацией UVS International классификацию БАС, требования для всех девяти категорий существующих и разрабатываемых беспилотных авиационных систем можно разделить на четыре основных типа (см. табл.).
В основу такой классификации положена взлетная масса БЛА. Дело в том, что с точки зрения безопасности применения, требования подразделяются в предположении, что способность БЛА причинить вред третьим лицам является пропорциональной его кинетической энергии. Ограничение уровня кинетической энергии столкновения БЛА с поверхностью земли до 95KJ позволяет существенно упростить требования к системе. Как правило, сюда относятся отечественные БЛА со взлетным весом до 50—70 кг (рис. 1).
Несмотря на содержание в своем названии слова «беспилотный», БЛА в основном управляются по командам оператора с земли или с воздушного командного пункта, а следовательно человеческий фактор оказывает свое влияние и здесь. Более того, известна печальная статистика: в катастрофах БЛА Shadow и Predator, стоящих на вооружении армии США, человеческий фактор виноват в 21 и 67 % случаев соответственно.
Роль человеческого фактора заключается не столько в вине пилотов-операторов, сколько в вине людей, занимающихся их подготовкой. Следовательно, третьим фактором уменьшения аварийности является организация обучения и подготовки персонала БАС (пилотов-операторов, операторов полезной нагрузки, обслуживающих специалистов). Должны быть разработаны единые требования к средствам обучения и персоналу в зависимости от категории БАС. Предполагается, что пилот (оператор) БЛА должен обладать знаниями пилота-любителя, имеющего лицензию уровня PPL. Поэтому он должен прослушать теоретический курс и сдать экзамен, уметь планировать полет и ориентироваться в пространстве, знать основы управления воздушным движением. Далее с ним проводится отработка полученных знаний и умений на тренажере, где моделируются многочисленные отказные ситуации, приобретаются автоматизм и слаженность действий пилота-оператора и оператора полезной нагрузки. В заключение программы обучения проводятся полеты с участием реальных БЛА и сдаются итоговые экзамены.

В странах ЕС и США наличие лицензии оператора, полученной в специальных центрах обучения с использованием тренажеров, является обязательным условием использования БАС. А разработка тренажера требует специальных знаний в области подготовки операторов и жестко регламентируется соответствующими нормами. Тренажеры также подразделяются на классы в соответствии с классификацией БАС, функциональным назначением и уровнем подготовки.
В состав тренажеров включается рабочее место инструктора, с которого он может в дополнение к выполняемому упражнению задать различные виды отказов систем, оценить работу оператора и его готовность к выполнению самостоятельной миссии. Минимальный перечень задач подготовки оператора в зависимости от категории БАС также определен нормативными документами, действующими в ЕС. Из вышесказанного следует, что для увеличения эффективности БЛА и проведения полетов в общем воздушном пространстве необходимо решить основные вопросы:
- разработка и введение в действие регламентирующих документов для гражданских БАС, где первым этапом является их добровольная экспертиза на соответствие международным требованиям (САР 722 UK, STANAG 4671, ASTM* F2411-07 USA);
- разработка и внедрение норм летной годности БАС, гармонизированных с международными стандартами (ED-170, ED-171, ED-172, ED-173, STANAG 4671, ASTM* F2501-06 USA и др.);
- внедрение технологии полетов, соответствующей правилам полетов по приборам, принятым в гражданской авиации;
- разработка и внедрение единых требований к средствам обучения и единых требований к персоналу в зависимости от категории БАС, а затем самих средств и программ обучения.
В связи с этим ЦЭСАТ ФГУП «ЦАГИ» предпринимает шаги по разработке нормативных документов, обеспечивающих безопасное применение беспилотных летательных аппаратов. Квалифицированные специалисты ФГУП «ЦАГИ» по вопросам надежности и безопасности полетов летательных аппаратов различного назначения проводят исследования в области аэродинамики, прочности, динамики и систем управления БЛА и БАС в целом. Это необходимо для выдачи экспертного заключения на предмет соответствия БЛА разрабатываемым нормам летной годности и сертификации БАС. Разрабатываются проекты требований к гражданским БАС, тренажерам для подготовки пилотов-операторов БЛА, гармонизированных с международными стандартами (рис. 2). Дальнейшее развитие этих работ позволит обеспечить уровень создания, безопасности и надежности беспилотных авиационных систем, соответствующий мировым требованиям.
*American Society of Testing Materials