Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG
Версия для печати

ЦАГИ на МАКС-2013

Chernyshev-TsAGI-News-ph3.jpg
Исполнительный директор ЦАГИ 
Сергей Чернышев
Фото К. Шияновой

Одиннадцатый Международный авиационно-космический салон МАКС-2013 закончил свою работу. Свыше 350 тысяч человек увидели яркую и насыщенную демонстрационную программу с участием как российских ведущих пилотажных групп, так и зарубежных. В небо над Жуковским поднялись 116 летательных аппаратов. Кроме того, участники авиасалона продемонстрировали невиданный ранее масштаб деловой и коммерческой активности. И ЦАГИ не стал исключением, — скорее, наоборот. Институт установил свой личный рекорд по количеству проведенных деловых переговоров и конференций. Подробнее о том, каким стал МАКС-2013 для ЦАГИ, мы поговорили с исполнительным директором института Сергеем Чернышевым.

— Сергей Леонидович, расскажите, пожалуйста, как ЦАГИ представил свои достижения на МАКС-2013?

— На одиннадцатом авиасалоне мы организовали объединенную экспозицию семи государственных научных центров: ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, ГосНИИАС, ЛИИ, СибНИА и ФКП «ГкНИПАС». Все они, кроме ВИАМ и ЛИИ, станут составными частями будущего НИЦа (Национального исследовательского центра) «Институт Жуковского», создание которого входит в завершающую стадию. Символом экспозиции стали объекты авиационной техники, в разработке которых принимают участие все участники объединенного стенда. В его центральной части посетители увидели модель дальнемагистрального самолета, выполненного по схеме «летающее крыло», а также модели дозвукового административного самолета и легкого многоцелевого самолета для местных авиалиний. Кроме того, у каждой организации на стенде были размещены дополнительные экспонаты, демонстрирующие собственные достижения в области создания перспективной авиационной и космической техники.

— Чем руководствовались организации при выборе моделей?

— Доминирующим критерием в выборе моделей стала актуальность конкретной научной работы, ее востребованность современной отечественной промышленностью. Возьмем, например, модель демонстратора легкого многоцелевого самолета на 9–19 мест. Это новый проект, который является откликом на поручение руководства нашей страны возродить производство самолетов для местных авиалиний, которых сегодня катастрофически не хватает. Есть старый советский самолет Ан-2 и чешский Л-410, но нет ничего нового и достойного на горизонте даже в ближайшей перспективе. Задача ЦАГИ не просто указать на правильную концепцию такого ЛА, но и подсказать, какие технологии следует использовать, чтобы сделать эти воздушные суда более современными. Новые самолеты для местных авиалиний на 9-19 пассажиров будут обладать рядом передовых технологий, которые обеспечат большую экономичность по расходу топлива, всепогодность, возможностью эксплуатации на слабо подготовленных аэродромах. ЦАГИ уже провел концептуальную работу, определив «портрет» этих будущих самолетов. Сейчас мы продолжаем исследования с выходом на реальный демонстратор ЛА через три года.

  • Схематизированная методическая модель маневренного самолета с тензометрированными органами управления. Фото В. Паниной DSC_0120.jpg
  • Модель дальнемагистрального самолета по схеме «летающее крыло». Фото В. Паниной DSC_0200.jpg
  • Концептуальная демонстрационная модель самолета местных воздушных линий с повышенным уровнем безопасности. Фото В. Паниной DSC_0140.jpg
  • Модель ракеты-носителя Ангара-А5. Фото В. Паниной DSC_0143.jpg
  • Модель демонстратора легкого многоцелевого самолета. Фото В. Паниной DSC_0190.jpg
  • Модель административного дозвукового самолета. Фото В. Паниной DSC_0213.jpg

— Какие еще экспонаты были показаны?

— Модель дальнемагистрального самолета по схеме «летающее крыло». Во всем мире рассматриваются классические компоновки самолетов: фюзеляж в виде трубы, крыло и двигатели, расположенные под крылом, либо в хвостовой части. Однако эпоха таких ЛА подходит к концу. Будет еще максимум одно поколение. На дальнюю перспективу ЦАГИ рассматривает облик самолетов в виде «летающего крыла». Эту концепцию изучали давно, но существовало заблуждение, что такой самолет может быть только сверхбольшой пассажировместимости. Это вызывало много вопросов, поскольку потребность в таких ЛА ограничена: доля рынка самолетов большой вместимости оценивается в 7–10 %. Наша модель — это не просто модель дальнемагистрального самолета в виде «летающего крыла», это модель самолета на 180–200 мест, что становится вполне конкурентоспособным с точки зрения глобального рынка. С ним не смогут конкурировать существующие самолеты. Летать он будет с такой же скоростью (число М=0,8). При этом он будет на 20–25 % экономичнее. Часть кресел будет расположена в крыле. Рассматриваются разные варианты расположения двигателей.

Далее — модель административного дозвукового самолета вместимостью 3-6 пассажиров. Небольшой перспективный реактивный административный самолет с повышенным уровнем комфорта имеет оригинальную запатентованную компоновку — фюзеляж каплевидной формы и прямое крыло. Из-за особого облика мы его шутливо называем «Головастик». Ниша административной авиации в России не очень хорошо развита. ЦАГИ представил компоновку, имеющую определенные преимущества. Большой размер салона обеспечивает высокий уровень комфорта. При этом размер самого ЛА небольшой, что позволяет сделать перевозку ограниченного количества пассажиров более экономичной. К тому же, не ухудшается аэродинамика. «Головастик» ориентирован на бизнес-перевозки. Этот самолет — наше слово в новых концепциях, которые мы предлагаем рассмотреть конструкторам при дальнейшей разработке.

Схематизированная методическая модель маневренного самолета с тензометрированными органами управления. Фактически, это модель, показывающая, каким образом формируются новые идеи и решения по современной боевой технике. В ней можно увидеть некоторые черты Т-50. Мы хотим дать понять, каким образом КБ с помощью ЦАГИ получает предложения по выбору аэродинамической компоновки ЛА.

Модель ракеты-носителя Ангара-А5 — пример очень плотного взаимодействия с разработчиками, демонстрация диапазона нашей работы. ЦАГИ занимается не только авиационной техникой, но и ракетоносителями. «Ангара» имеет ряд отличий от «Союза», представляет собой новое поколение ракетоносителей с точки зрения эффективности и возможностей. Модель предназначена для проведения экспериментальных исследований в большой гиперзвуковой аэродинамической трубе ЦАГИ.

И последняя — концептуальная демонстрационная модель самолета местных воздушных линий с повышенным уровнем безопасности на 15–19 мест. Модель интересна способом компоновки силовой установки самолета. Два двигателя в корме самолета приводят во вращение соосный воздушный винт, расположенный на Т-образном оперении. Это позволяет повысить экологическую безопасность (снижение шума на местности), надежность работы силовой установки, а также поднять уровень комфорта полета пассажиров (снижение шума в салоне).

— Сергей Леонидович, а как была организована деловая и научная активность ЦАГИ в этом году?

— В этом отношении работа ЦАГИ на МАКСе была организована по двум направлениям. Первое — это переговоры, консультации и подписание соглашений в шале и на стенде, второе — проведение Саммита IFAR, международного симпозиума ASTEC´13 «Будущее мировой гражданской авиации», а также конференций и круглых столов.

В день открытия авиасалона на объединенном стенде состоялась встреча премьер-министра Дмитрия Медведева с руководством Международного форума по авиационным исследованиям (International Forum for Aviation Research — IFAR) и директорами организаций-участников объединенной экспозиции. В разговоре Дмитрий Медведев поинтересовался у представителей IFAR, каким они видят будущее гражданской авиации. Председатель IFAR, зам. директора по аэронавтике NASA Джайвон Шин ответил: «Мы видим будущее авиации в том, чтобы максимально полно удовлетворять потребности общества, создавать более экологичные и безопасные самолеты, авиатранспортные и аэропортовые системы». Далее взял слово почетный председатель IFAR, бывший глава DLR Йоахим Зодрух, который добавил, что это потребует внедрения новейших технологий, над созданием которых все мировые НИЦ сейчас и работают. На что Дмитрий Медведев ответил, что российское правительство поддерживает такое направление работы и что и в России необходимо создать такую организацию, которая бы позволяла полностью соответствовать международному формату. В завершении разговора Борис Алешин пригласил премьер-министра в ЦАГИ. Дмитрий Медведев ответил, что обязательно приедет.

  • За столом слева направо: вице-президент IFAR, исполнительный директор JAXA Казухиро Накахаши, генеральный директор ЦАГИ Борис Алёшин, председатель IFAR, зам. директора по аэронавтике NASA Джайвон Шин и почетный председатель IFAR Йоахим Зодрух — перед подписанием декларации. Фото К. Шияновой IFAR.jpg
  • Слева направо: исполнительный директор ФГУП «ЦАГИ» Сергей Чернышев, вице-президент ОАО «Корпорация «Иркут» Константин Попович и президент ОАО «Концерн «Международные аэронавигационные системы» Михаил Кизилов на подписании трехстороннего соглашения. Фото К. Шияновой IMG_0354.jpg
  • Дмитрий Медведев и Борис Алёшин (в центре) – на стенде объединенной экспозиции ГНЦ. Фото К. Шияновой IMG_6302-1.jpg
  • Руководство ЦАГИ и представители IFAR беседуют с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Фото Е. Мароко photo-2.jpg
  • Переговоры ЦАГИ с Михаэлем Мутом, управляющим директором ассоциации ASIS (Aerospace Initiative Saxony, Германия). Слева – направо: Михаэль Мут, Евгений Андреев, Светлана Смотрова, Андрей Смотров, Михаил Зиченков. Фото В. Паниной IMG_9199.jpg
  • Прием посла Канады в Доме ученых ЦАГИ. Сергей Чернышев вручает подарочное издание ЦАГИ. Фото К. Шияновой IMG_7373_n.jpg
  • Джайвон Шин и Сергей Чернышев подписали соглашение о сотрудничестве. Фото К. Шияновой IMG_7147_n.jpg
  • Сергей Чернышев и технический директор EADS Жан Ботти подписали соглашение о сотрудничестве в присутствии директора департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Андрея Богинского (по центру). Фото К. Шияновой 2013-09-03_EADS_n.jpg

В целом же стенд работал очень ритмично практически все дни. Около 150 специалистов по результатам общения с консультантами оставили свои предложения и контакты для дальнейшего сотрудничества. Расписание работы переговорной было настолько плотным, что иногда партнерам приходилось общаться непосредственно на стенде. Нам удалось встретиться и говорить с представителями целого ряда организаций: Рособоронэкспорт, ОПК «Оборонпром», Росавиация, CADFEM, ОНПП «Технология» (Россия); Prodera (Франция); Chinese Aeronautical Establishment, Всекитайская импортно-экспортная компания точного машиностроения, China Aerospace Science and Industry Corp. (Китай); Denel Aviation, Armaments Corporation of South Africa Ltd. (ЮАР); Aerospace Initiative Saxony (Германия); NAL Estd (Индия); Торговое представительство Великобритании и др. В выходные стенд ЦАГИ посетили представители посольства Великобритании и Канады и мэр г. Жуковского А.П. Войтюк.

Полагаю, что в данном случае сказать про нашу деловую активность просто «высокая» — будет явно недостаточно. Здесь мы были на голову выше по сравнению с некоторыми нашими авиационными соседями по стенду. Для этого, конечно, была выполнена очень большая работа по подготовке переговоров, как на стенде, так и в шале.

Что касается научной программы на МАКС-2013, то она стартовала в Москве за несколько дней до открытия авиасалона. В двадцатых числах августа в Центре Международной Торговли (ЦМТ) на Красной Пресне прошли: Саммит Международного форума по авиационным исследованиям (IFAR), Cеминар молодых специалистов в рамках IFAR, конференция по проекту «ALaSCA». Там же состоялось наше традиционное мероприятие, предваряющее каждый авиасалон МАКС, — пленарное заседание Международного научно-технического симпозиума «Технологии XXI века» (ASTEC´2013).

В рамках ASTEC’2013 были проведены 12 научных конференций, посвященных разным направлениям развития авиации, начиная с материаловедения и заканчивая беспилотными летательными аппаратами.

На пленарном заседании симпозиума гостей приветствовал генеральный директор ЦАГИ Борис Алёшин. Он обратил внимание собравшихся на то, что сегодня роль, которая отводится научным организациям в мире и в России, чрезвычайно велика. Сейчас авиационная отрасль проходит ту фазу, когда есть финансирование, есть порядок, налаживаются связи внутри системы, но обнаруживается нехватка взвешенных, смелых взглядов, смотрящих в будущее — лет на 30 вперед. В связи с этим руководитель ЦАГИ пожелал всем участникам в ходе работы поделиться своими идеями о будущем гражданской авиации.

Далее с докладами на пленарном заседании помимо меня выступили: зам. директора NASA по аэронавтике Джайвон Шин, генеральный директор ВИАМ Евгений Каблов, член правления DLR Рольф Хенке, генеральный директор ЦИАМ Владимир Бабкин, генеральный конструктор — советник генерального директора холдинга «Вертолеты России» Алексей Самусенко.

Как я уже говорил, симпозиум «Авиационные технологии XXI века» проходил одновременно с Саммитом Международного форума по авиационным исследованиям (IFAR). В этом году Россия была удостоена чести принимать высоких гостей — руководителей государственных научно-исследовательских организаций из 22 стран, которые являются членами IFAR и играют определяющую роль в формировании направлений развития авиации в своих странах.

По итогам работы Саммита ЦАГИ и IFAR подписали декларацию. В соответствии с этим соглашением участники Саммита приняли решение объединить свои усилия в решении научно-технических задач в области новых технологий авиастроения и процедур ОрВД, направленных на рост эффективности авиатранспортной системы, уменьшения ее воздействия на окружающую среду, повышение безопасности полетов, рост авиационной мобильности.

Научная и деловая части программы в Жуковском была не менее насыщенной. 28 августа в Научно-техническом информационном центре ЦАГИ (Доме ученых ЦАГИ) состоялся прием 

посла Канады Джона Слоана с участием представителей руководства авиационной отрасли России и Канады. Встречи такого уровня весьма полезны для обеих сторон. Этот прием является очередным этапом в расширении сотрудничества ЦАГИ с канадскими организациями, установлении взаимовыгодных контактов и интеграции института в международное исследовательское пространство. В дальнейшем научно-технические связи ЦАГИ и канадских предприятий и университетов будут укрепляться и развиваться. Нами запланировано совместное проведение образовательных курсов. Обсуждаются также перспективы сотрудничества по таким направлениям, как композитные конструкции, обледенение и аэроупругость.

30 августа ЦАГИ посетила австрийская компания Diamond Aircraft Industries (DAI) во главе с главным исполнительным директором Кристианом Дрисом и региональным главой компании по СНГ Лилианой Шмидт. DAI является крупнейшим в Европе производителем самолетов авиации общего назначения с широким применением композиционных материалов, авиационных тренажеров и дизельных двигателей.

На совещании, в котором также приняли участие руководители ЦИАМ, ГосНИИАС и СибНИА, Борис Алёшин отметил стратегический характер сотрудничества с DAI, важность совместных исследований, необходимость локализации производства учебных самолетов DA40 и DA42, дизельных двигателей, а также актуальность совместной разработки семейства легких многоцелевых самолетом вместимостью 9 и 19 пассажиров с дизельными двигателями.

Традиционная, уже 13-я по счету российско-китайская конференция «Фундаментальные задачи аэродинамики, динамики, прочности и безопасности полетов летательных аппаратов» прошла в своем обычном режиме: интересные доклады, живые вопросы и интересные ответы. Все было прекрасно организовано. И уже настало время для того, чтобы как-то ее освежить, найти новые формы, при этом сохраняя основное направление работы.

— Какие соглашения ЦАГИ подписал на авиасалоне?

— Мы подписали двусторонние соглашения с Европейским аэрокосмическим и оборонным концерном (EADS) и с Национальным агентством по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), а также одно трехстороннее соглашение о создании бортовой системы вихревой безопасности полетов для самолета МС-21 — с корпорацией «Иркут» и концерном «Международные аэронавигационные системы» (МАНС).

В рамках последнего соглашения ЦАГИ будет оказывать научно-методическое сопровождение концерну МАНС, который будет разрабатывать интегрированную систему вихревой безопасности для самолета МС-21.

С NASA мы заключили соглашение о сотрудничестве по обоснованию методов вычислительной аэрогидродинамики и сравнению характеристик аэродинамических труб. Испытания будут проводиться в аэродинамической трубе T-128 ЦАГИ. NASA предоставит для испытаний аэродинамическую модель гражданского самолета CRM, а также поддерживающее устройство (державку) и тензовесы. Работы запланированы на 2014–2015 гг.

Важное соглашение мы подписали и с EADS. В соответствии с ним запланировано создание совместного предприятия для исследований в области неразрушающего контроля в частности термографии, в интересах эксплуатантов авиационной техники для обеспечения более высокого уровня безопасности полетов.

Договоренность предусматривает совместные научные исследования в рамках проекта Инновационного центра «Сколково» — «Неразрушающий контроль авиационных и космических материалов методом активной количественной инфракрасной термографии (AQIRT)».

Для реализации проекта до конца текущего года мы планируем создать совместное предприятие с равными долями уставного капитала, учредителями которого выступят ФГУП «ЦАГИ» и «ЕАДС Российский Технологический Офис Ск» (LLC «EADS RTO Sk») — дочерняя компания EADS.

Надеюсь, что это соглашение станет началом нового этапа развития отношений между ЦАГИ и EADS.

— Как Вы в целом оценивает участие ЦАГИ в авиасалоне МАКС-2013?

— Я считаю, что мы продемонстрировали свои достижения на самом высоком уровне. Наша работа была отмечена дипломом участника и медалью за 20-летнее сотрудничество с ОАО «Авиасалон». Посетители цаговского стенда положительно оценили доброжелательность и профессионализм консультантов, наличие большого количества справочного и информационного материала, как в печатном, так и в электронном виде. Кроме того, ни один из наших гостей не ушел от нас без сувенирной продукции. Все вопросы, возникавшие в процессе работы, решались быстро, четко, в соответствии с правилами. Внешнеэкономический отдел, информационно-рекламный отдел, инженерная, финансовая, автотранспортная службы работали очень слаженно, учитывая опыт прошлых лет. Хочется поблагодарить всех сотрудников института, которые были задействованы в организации участия ЦАГИ на МАКСе. Мы вместе продвигаем ЦАГИ вперед!

Беседовала Валерия Панина


Вернуться к списку

Яндекс.Метрика