Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG
Версия для печати

Эталон на будущее

Мысль на перспективу, накопление знаний для того, чтобы совершить прорыв в создании нового поколения летательных аппаратов — важный аспект деятельности ученых ЦАГИ. Одним из показательных примеров подобной работы могут служить испытания эталонной модели типового крыла самолета транспортной категории, первый этап которых недавно завершился в институте. Мы встретились с экспертом ЦАГИ в области аэроупругости Петром Георгиевичем Карклэ и поговорили о том, как сегодняшние эксперименты помогут воплотить перспективные идеи в жизнь.

— Петр Георгиевич, расскажите, пожалуйста, подробнее об эталонной модели: почему она так называется и какими особенностями обладает?

— Эталонной модель называют потому, что она спроектирована и изготовлена в полном соответствии с характеристиками типового натурного крыла самолета. Таким образом мы стремимся свести к минимуму разброс результатов измерений. Это очень важно для верификации и валидации, иначе говоря, для проверки расчетных методов.

1T8A9559.jpg

Модель является динамически подобной, то есть позволяет исследовать аэроупругие явления, такие как, например, флаттер или бафтинг. К тому же она обладает гибкостью, воспроизводит в процессе эксперимента в аэродинамической трубе все деформации, которые могут происходить с реальным крылом — изгиб, кручение и другие виды колебаний конструкции. Все это в совокупности дает нам возможность получить результаты испытаний, максимально приближенные к натурным условиям полета.

— Вы упомянули о типовом натурном крыле. На какие воздушные суда оно может быть установлено?

IMAG1.jpg

— Крыло такого типа представляет собой удачное техническое решение и уже используется на ряде зарубежных летательных аппаратов. Также планируется применять его в компоновке перспективных российских лайнеров.

— Как прошел первый этап испытаний модели крыла? На чем были сконцентрированы усилия ученых нашего института?

— Экспериментальной базой для исследований послужила трансзвуковая аэродинамическая труба ЦАГИ — АДТ Т-128. Мы изучили модель крыла с точки зрения статической аэроупругости, измерили ее деформации при различных углах атаки, выявили особенности распределения давления. Также были определены характеристики элерона — одного из важнейших органов управления самолетом — специальной формы. Все это даст нам возможность улучшить современные методы и алгоритмы вычисления нестационарных аэродинамических сил, действующих в полете на крыло, а также оценить инновационные конструктивные решения.

Если же говорить в целом, самый главный результат первого этапа — верификация математической модели, то есть подтверждение соответствия расчетов условиям реального аэродинамического эксперимента.

— К чему Вы и Ваши коллеги стремитесь в данной работе? Как ее результаты будут применяться на практике?

— Основная задача — тестирование измерительного оборудования, отработка методики экспериментов, скрупулезное исследование таких явлений, как флаттер, реверс, дивергенция, бафтинг. В итоге мы сможем оптимизировать форму крыла с учетом упругости и подготовить рекомендации по улучшению характеристик существующих самолетов, а следовательно, создать научно-технический задел на будущее. Таким образом, когда перед ЦАГИ будет поставлена задача — исследовать новый летательный аппарат — у нас будет понимание, какую конкретно модель крыла делать для экспериментов, как ее испытывать и к каким результатам стремиться.


Вернуться к списку

Яндекс.Метрика