Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG
Версия для печати

НИМК ЦАГИ: ГОД БЫЛ ВЕСЬМА УСПЕШНЫМ

ВП-Соколянский.jpg

Как изменились экономические показатели деятельности научно-исследовательского Московского комплекса ЦАГИ (НИМК) за 2013 г.? Какие научные результаты продемонстрировали отделения комплекса? Какая работа ведется на экспериментальных площадках комплекса? С какой целью Борис Алёшин посетил Дубну? Об этом и многом другом «Новостям ЦАГИ» рассказал начальник комплекса Владимир Петрович Соколянский.

Владимир Петрович, насколько успешным с экономической точки зрения для московского комплекса был 2013 г.?

Могу с уверенностью сказать: год был весьма успешным. По сравнению с прошлым отчетным периодом мы увеличили объемы исследований, так что общая сумма контрактов впервые превысила полмиллиарда руб. И если бюджетная составляющая наших исследований несколько уменьшилась по сравнению с 2012 г. — примерно на 20 млн руб., то показатель объема договорных работ увеличился с 90 до 146 млн руб. В целом объем заметно вырос — на 10 %. Количество договоров в уходящем году составило более 30 единиц, это довольно много. Естественно, увеличение объемов исследований привело к росту зарплат сотрудников. Если ориентироваться на 2012 г., то в целом средняя зарплата сотрудников НИМК составила 46 тыс. руб. Первые два-три месяца 2013 г. она была несколько меньше. А затем начала интенсивно увеличиваться и в октябре-ноябре уже достигла 73-75 тыс. руб. Так что в среднем по результатам года у нас она была около 53,5 тыс. руб. в месяц.

Что интересного произошло в научной деятельности НИМК?

Прежде всего, в очередной раз хочу отметить очень активную работу наших акустиков под руководством Виктора Феликсовича Копьева. Отделение с завидной регулярностью радует нас своими достижениями. Из результатов стратегического характера можно отметить разработку новых подходов к изучению излучения шума некомпактными распределенными источниками. Особенно интересно исследовать это явление при наличии экранирования звука элементами конструкции самолета. И вторая очень интересная проблема, которую рассматривали в девятом отделении, — это изучение проблемы генерации шума при взаимодействии реактивных струй двигателя с механизацией крыла. Раньше этой проблеме внимания не уделяли. А сегодня, когда самолеты становятся все более тихими, «новый» источник звука, возникающий там, где струи двигателя бьют в закрылки, начали исследовать. Оказалось, что он может вносить заметный вклад в общий шум самолета на местности.

Это же отделение впервые в нашей практике провело сложные экспериментальные исследования крупномасштабной полумодели самолета МС-21 в аэродинамической трубе DNW NWB в Брауншвейге, в Германии. Работы выполнялись по договору с корпорацией «Иркут». Наши акустики и аэродинамиками провели революционные испытания. Полученные результаты впервые показали пространственную картину распределения источников шума на летательном аппарате. Это очень важные и интересные исследования. Думаю, они очень помогли нашим акустикам в работе над самолетом МС-21. И полагаю, еще будут помогать с точки зрения понимания физики процессов, которые происходят при обтекании самолета, его механизации и влиянии разных факторов на внешний шум.

Еще один интересный проект девятое отделение выполнило по договорам с ОАО «АКИН». Специалисты разработали рекомендации по подавлению автоколебаний в системе перекачки углеводородов. Это очень важная и интересная тема. Вы знаете, что у нас в стране гигантское количество нефтепроводов и газопроводов. И очень приятно, что данная работа является ярким примером диверсификации нашего научного потенциала.

Гидродинамики порадовали защитой докторской диссертации Юрия Федоровича Журавлева и выпуском хорошей монументальной монографии «Гидродинамика и динамика высокоскоростного движения тел в жидкости». Книга посвящена столетию со дня рождения основателя научной школы гидродинамики течения со свободными границами Г.В. Логвиновича и 95-летию ЦАГИ.

Промышленные аэродинамики в прошлом году широким фронтом вели исследования. Из наиболее интересных я бы назвал исследование воздушных потоков на вертолетных посадочных площадках в Кремле и у здания Дома Правительства. Модели соответствующих площадок испытали в трубе и выяснили условия, при которых посадка будет выполняться безопасно. Сама по себе работа, может быть, и рядовая для нас. Но здесь важно, что это сделано в интересах Президента и Правительства. Как и в предыдущие годы, было выполнено много работ по определению ветровых нагрузок на высотные сооружения Москвы и Санкт-Петербурга.

Успешно продолжалось развитие направления, связанного с разработкой подъемно-движительных комплексов вентиляторной схемы. Эти комплексы найдут широкое применение в разнообразных объектах авиационной техники, включая беспилотные летательные аппараты.

Несколько слов об отделении научно-технической информации, которое продолжает хорошо трудиться под руководством Андрея Анатольевича Юргенсона. Подразделение полномасштабно информирует и руководство, и сотрудников института, и предприятия отрасли обо всех новостях и тенденциях в развитии мировой авиации; готовит очень хорошие обзоры по международным выставкам.

  • Визуализация-воздушного-течения-от-системы-кондиционирования.jpg
  • КВПДК.jpg
  • Лаборатория-экологического-комфорта.jpg
  • Макет-Кремля-в-АДТ-Т-5.jpg
  • Участники-завершающей-встречи-по-проекту-Ориноко-в-музее-Н.Е.jpg

Как обстоят дела в НИМК с публикациями и выступлениями на конференциях?

По результатам исследований в 2013 г. было опубликовано 28 статей в различных журналах, значительно повысилась активность, связанная с участием в конференциях. Мы посетили 25 конференций, в том числе 12 международных. В сумме было сделано 103 доклада. По сравнению с прошлым годом прирост количества докладов — почти двукратный.

Чем были заняты инженерные службы в 2013 г.?

Они, как и положено, обеспечивали устойчивость наших площадок в Москве и Дубне. Год прошел без серьезных срывов, крупных аварий не было. Системы тепло-, энерго- и водоснабжения работали удовлетворительно, поэтому все возможности для экспериментальных исследований были обеспечены. Что касается электросетей, здесь надо учесть, что на московской площадке оборудование уже достаточно старое. Оно отработало свой ресурс, поэтому временами возникают проблемы. Здесь бы хотелось высказать особую признательность службам главного электрика ЦАГИ — А.В. Медведева. Сотрудники Александра Васильевича приезжали к нам, помогали проводить ремонтные работы, диагностику.

Мы приступили к стратегической работе по обновлению всех электросетей на Московской площадке. Первым шагом в 2013 г. стала замена многих устаревших распределительных шкафов, частично сетей. Будем продолжать эту работу и надеемся, что у нас будет полный порядок на площадке в течение двух-трех лет. Начаты ремонтно-восстановительные работы на исторической башне аэрологической лаборатории ЦАГИ.

В этом году мы отремонтировали шесть тельферов. Так называются небольшие грузоподъемные устройства, которые помогают транспортировать модели и тяжелое оборудование в пределах площадки. Провели несколько важных мероприятий, связанных с повышением противопожарной безопасности. В частности, ввели в строй автоматическую установку порошкового пожаротушения.

Кроме того, отремонтировали компрессор низкого давления. Для нас это было очень важно, потому что этим компрессором активно пользуются проводящие экспериментальные работы акустики. В результате модернизации производительность компрессора увеличена вдвое. И, соответственно, расширился диапазон возможных экспериментов.

На обеих наших площадках проведена полная ревизия и аттестация сосудов высокого давления. В Дубне построено небольшое помещение для компрессорной станции. В этом смысле вопросы безопасности на московской и дубнинской площадках закрыты.

Если говорить об экспериментальном оборудовании, мы продолжали поддерживать все установки в рабочем состоянии. Появилась и новая установка с экзотическим названием Лаборатория экологического комфорта. Многие знают, у нас на площадке в Дубне стоит самолет Як-42. В его салоне выделили часть объема, восстановили кресла, обшивку, закупили оборудование. Первые исследования, связанные с климатической, воздушной и температурной комфортностью, а также с эффективностью работ систем вентиляции, уже начались.

В целом я бы охарактеризовал работу наших инженерных служб в Москве и Дубне как хорошую.

В прошлом году, в сентябре, Борис Сергеевич Алёшин посетил площадку в Дубне. Скажите, уже составлен план действий по результатам визита?

Действительно, Борис Сергеевич лично оценил состояние экспериментальной базы в Дубне, пообщался со всеми сотрудниками. По завершении было намечено проведение мероприятий, направленных на решение существующих на площадке проблем. Уже есть конкретный план ремонта, восстановления и обновления на ближайшие два года. Мы очень надеемся, что в ближайшее время начнется строительство новой акустической установки аэродинамической трубы с заглушенной рабочей частью. У нее уже есть условное название АК-5. Это будет для России уникальная установка, на которой можно будет работать не только с холодными потоками, но и с горячими струями.

И второе перспективное направление в Дубне — развитие гидроаэродрома. Гидроаэродром у нас существует пока формально — как место на карте, зона, для которой существует инструкция по выполнению полетов. Надеемся, что уже в близкой перспективе мы начнем там капитальное строительство. Построим слип, площадки для вертолетов, грунтовую взлетно-посадочную полосу, которая поможет нам исследовать вопросы грунтового базирования. В этой же зоне можно будет использовать беспилотные летательные аппараты. Ну а сам по себе гидроаэродром станет местом экспериментальных исследований и эксплуатации гидросамолетов. Мы очень рассчитываем, что сможем обучать там и пилотов гидроавиации. Сегодня очень большое количество происшествий в России происходит потому, что пилоты просто неправильно представляют себе гидродинамику легких гидросамолетов, неправильно пилотируют.

Подводя итог, хочется сказать, что перспективы у Дубны хорошие. Раньше у нас были определенные трудности с Дубной, связанные с тем, что эта площадка была фактически экспериментальной площадкой для акустиков и для гидродинамиков. Собственной тематики у нее не было, поэтому с финансированием все время возникали проблемы. После визита Бориса Сергеевича были приняты решительные меры по увеличению заработных плат. Это в свою очередь дает возможность сформировать коллектив, который мог бы обеспечить проведение не только экспериментальных исследований, но и научно-исследовательских работ и, как следствие, гарантировать финансирование в рамках тематики на постоянной основе.

Положительные изменения с финансированием отражаются на притоке молодых специалистов?

Да, конечно, к нам приходят выпускники вузов, но, к сожалению, не так активно, как хотелось бы. В 2013 г. мы взяли на работу семерых. Но этого мало, нам бы хотелось в год принимать по 20-30 человек. Тем не менее, молодежь уже включилась в работу, начала защищаться кандидатские диссертации. Так что в качественном отношении у нас подрастает хорошая смена, которая со временем продолжит развитие всей исследовательской тематики НИМК.

Несколько слов о самых интересных мероприятиях, которые прошли в НИМК в прошлом году.

Самым крупным мероприятием стала Всероссийская конференция по аэроакустике. В третий раз она проводится в статусе открытой — на конференции могут присутствовать иностранные специалисты. И они действительно приезжают. На последней конференции присутствовало 46 ученых из ЦАГИ и 110 человек из других организаций, причем не только промышленных, но и научных, зарубежные ученые и специалисты из Литвы, Чехии, Украины и Дании. По отзывам участников, ЦАГИ как организатор конференции заслуживает благодарности и самых высоких похвал.

Во второй половине года состоялось еще одно важное мероприятие — завершающая встреча партнеров проекта ORINOCO 7РП. Российскую часть проекта возглавлял ЦАГИ, европейскую — ONERA. Эрик Лекомнт, представитель Еврокомиссии, признал, что работы выполнены на самом высоком научном уровне как в области аэроакустики, так и в области физики плазмы. Причем ряд результатов опережает мировой уровень. По словам господина Лекомнта, они во многом определят повестку дня будущих исследований в указанных областях. Он предложил признать целесообразным организацию развития проекта ORINOCO, в рамках которого исследования будут продолжены с целью получения новых фундаментальных результатов, а также достижения более высокого уровня готовности технологий. По мнению представителя Еврокомиссии, данный проект демонстрирует блестящие перспективы формата кооперационного сотрудничества между ЕС и РФ.

Какие планы у НИМК на 2014 г.?

Планируется, что объем договорных работ существенно увеличится по сравнению с предыдущим годом. Мы собрали портфель из твердых заказов на более чем 200 млн руб. И еще на 20-30 млн руб. — то, что называется нетвердыми договоренностями. Поэтому я думаю, что в следующем году мы сможем приблизиться к 600 млн руб. Но и очень надеемся, что в следующем году начнется ускоренное развитие Дубны и с точки зрения приведения в порядок всей инфраструктуры, и с точки зрения создания новых экспериментальных установок. Хочу также напомнить о Гидроавиасалоне и научной конференции по гидроавиации, которые пройдут в Геленджике 4-7 сентября 2014 г. Ждем ваши доклады и экспонаты на выставку.



Подготовила 
Валерия Панина, 
пресс-служба


Вернуться к списку

Яндекс.Метрика