Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG
Версия для печати

Итоги года. ЦАГИ - 95 лет!

Первого декабря 2013 г. Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского отметил 95-летие со дня основания. Это знаменательная дата не только для российской, но и для мировой науки. ЦАГИ не просто научное учреждение, ЦАГИ — часть истории великой страны. С именем нашего института связано развитие авиации и флота, космонавтики и гидроэнергетики, математики и механики, материаловедения и акустики и многого другого. Накануне юбилея мы встретились с генеральным директором ЦАГИ Борисом Алёшиным.

— Борис Сергеевич, какими были для ЦАГИ последние пять лет? Что изменилось в структуре, в управлении институтом? Какие процедуры усовершенствования деятельности за эти годы он пережил? Как Вы оцениваете результаты выполненной работы? Что удалось, а что нет? Планы на будущее.

— Институт изменился кардинально, из состояния постоянного латания дыр и решения бесконечной вереницы финансовых проблем мы вошли в нормальный режим работы. Сегодня ЦАГИ — предприятие с высоким уровнем средней заработной платы даже по меркам Москвы и Московской области. И в этом смысле это главное, что достигнуто. При этом бюджет диверсифицирован. Это не только бюджетные средства, которые предоставляются нам на научные исследования в рамках научно-технического задела, но и прямые договоры и контракты с ведущими конструкторскими бюро, и даже зачастую с заводами. Но я не погрешу против истины, если скажу, что сегодня нет ни одного конструкторского бюро, которое бы по тем или иным вопросам не обращалось к ЦАГИ. Кроме всего прочего, мы не раз играли роль консультантов, например, с танцующим мостом. Во внешнем мире, я считаю, ЦАГИ постепенно восстанавливает свои прежние позиции, обретает роль лидера. И это, пожалуй, главное. Восстанавливается численный состав, идет преобразование, привлекается довольно много молодежи. В основном это выпускники МФТИ, МАИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МЭИ, Омского ГТУ. На сегодня средний возраст сотрудников института составляет 50 лет. Мы выработали стимулирующие механизмы для привлечения молодежи. Много людей возвращается в ЦАГИ. У нас сегодня очень большое количество заявлений на прием. Это все отрадные стороны жизни. Но как всегда под эти задачи нужно проводить реформирование. Что касается преобразований, я не очень доволен результатом, потому что нам пока так и не удалось добиться решения главной задачи, которую я ставил — это эффективная организация научных исследований. У нас по-прежнему структура взаимоотношений внутри института носит некий хаотичный характер, в ней перемешаны экономические, финансовые и научно-исследовательские функции. Совершенствование структуры, подбор кадров по всем направлениям — это по-прежнему первоочередная задача, и она находится в фокусе моего внимания.


Динамика основных показателей по средней заработной плате работников, 
численности и объемам НИР и ОКР ФГУП «ЦАГИ»

Показатель

Ед. измер.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Фактический объем на выполнение НИР и прочих работ

тыс.
руб.

2 737 123,60

3 988 418,20

6 088 879,00

6 385 761,70

6 976 210,00

Рост объема к предыдущему году

%

46

34

5

9

Численность на конец отчетного года (в том числе молодых работников)

чел.

4 095

4 193

4 326

4 485

4490

795

19,4%

961

22,9%

1094

25,3%

1219

27,2%

1230
27,9%

Рост численности к предыдущему году

%

2,4

3,2

3,7

0,1

Средний возраст

год

54

53

51

50

49

Средняя заработная плата (в том числе молодых работников)

руб.

30 575

38 127

51 157

57 230

60 000

26 400

32 429

43 483

46 049

49 000

Увеличение заработной платы (в том числе молодых работников)

%

27,7

34,2

11,9

4,8

15,0

22,8

34,1

5,9

6,4



Средняя заработная плата работников ФГУП «ЦАГИ» с 2009 г.

(руб.)

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

за 10 мес. 2013 г.

Средняя заработная плата всего

30 575

38 127

51 157

57 230

58 918

в том числе:

Научно-инженерный состав

33 295

45 269

69 838

78 218

62 944

Вспомогательное производство

30 631

39 054

48 356

54 158

50 491

Социальный блок

24 678

28 448

31 284

32 247

33 793

Объемы выполнения НИР по госконтрактам, договора с заказчиками на выполнения НИР и ОКР

Наименование

2009 г. (млн руб.)

2010 г. (млн руб.)

2011 г. (млн руб.)

2012 г. (млн руб.)

Ожидаемый 2013 г. (млн руб.)

I НИР, проводимые за счет средств государственного бюджета

ИТОГО

1 906,6

3 026,2

3 371,9

3 483,9

4 129,5

II НИР и ОКР, проводимые за счет заказчиков

ИТОГО

843,7

968,5

2 873,1

3 109,3

2 997,8

Всего:

2 750,3

3 994,7

6 245,0

6 593,2

7 127,3

— Если говорить об основной деятельности института, как продвинулись научно-исследовательские и опытные работы по основным объектам: SSJ 100, МС-21, Т-50?

— Самолет SSJ 100 получил сертификат во многом благодаря работам и исследованиям ЦАГИ. Я даже не представляю себе, какой был бы путь сертификации этого самолета без ЦАГИ. Весь объем испытаний, рекомендаций и работа в качестве экспертов с МАКом. Это в конце концов даже смена настроения, что позволило завершить работы и помочь компании «Гражданские самолеты Сухого» завершить процесс испытаний и дать путевку в жизнь летательным аппаратам. С самолетом МС-21 мы, наверное, один из крупнейших подрядчиков у ОАКа и «Иркута» по выполнению этой задачи, причем самые сложные задачи связаны не только с хорошо известными, традиционными для нас направлениями: аэродинамикой и прочностью, — мы работаем по сути дела бок о бок с ОАКом над созданием композитного крыла. Уже очень много сделали, чтобы композитное производство стало некоей философией, большое количество исследований ведем в этом направлении. Возьмите скоростной вертолет и любое другое направление, мы везде на острие. И я считаю — это огромное достижение.

  • Модель самолета МС-21 в АДТ Т-105
  • Самолет SSJ 100 в зале статических испытаний
  • Подготовка к испытаниям модели самолета МС-21 в АДТ Т-128
  • Испытания модели самолета МС-21 в АДТ Т-106
  • Подготовка к испытаниям модели самолета SSJ 100 в АДТ Т-128
  • Подготовка к испытаниям модели самолета МС-21 в АДТ Т-102

Очень значим вклад ЦАГИ и в самолет пятого поколения. Там все новации связаны исключительно с работами нашего института. Это и воздухозаборники с изменяемой конфигурацией, и отсеки для оружия, это традиционно — аэродинамика, то есть все вопросы, которые позволяют самолет считать новым.

— Скажите, пожалуйста, в ближайшее время планируются испытания новых летательных аппаратов в ЦАГИ?

— Легкие многоцелевые самолеты на 9-19 мест появятся в трубах ЦАГИ, я практически не сомневаюсь. Думаю, что речь может идти и о широкофюзеляжном самолете будущего. Но я вам хочу сказать, у нас имеется огромный портфель заказов на продувки моделей, в том числе и от иностранных заказчиков. Это направление совершенствуется. Как раз не далее чем на прошлой неделе я был в нашем научно-производственном комплексе, в опытном производстве, оценивал возможность не только реконструкции, которая заложена, но и еще большей концентрации ресурсов для этого направления. И могу сказать, что сейчас мы находимся в числе ведущих мировых организаций по производству моделей.

— Один из самых актуальных для ЦАГИ вопросов сегодня — модернизация экспериментальной базы. Что уже сделано? Что еще предстоит свершить?

— Практически все трубы проходят модернизацию, все без исключения. Сейчас 128-я труба — это главный наш инструмент. И я надеюсь, что она обретет новую жизнь. Очень многое делаем с точки зрения поддержания промышленной безопасности. Очень многое отремонтировано. Появились идеи и для Дубны, возможно, мы будем в дальнейшем прорабатывать идеи о создании гидродрома на Московском море. Но для меня очевидно, что все акустические камеры там необходимо поддерживать в рабочем состоянии. И вообще целый ряд направлений, связанных с гидроавиацией.

— И в заключении — Ваши поздравления цаговцам с 95-летием.

— Цаговцам я хочу пожелать новых и новых успехов, при том, что они должны быть здоровы и счастливы в личном плане. Больше творчества, чтобы жизнь была более интересной, больше молодежи, которой можно передавать знания, в общем — процветания организации и коллективу.

Подготовила
Валерия Панина, 
пресс-служба


Вернуться к списку

Яндекс.Метрика