Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG
Версия для печати

Сергей Чернышев об основных итогах научно-исследовательской и международной деятельности института за последние годы

— Сергей Леонидович, давайте подведем некоторые итоги деятельности ЦАГИ, окинем взглядом то, к чему мы пришли, и посмотрим, что нас ждет в будущем.

— Сегодня, говоря о ЦАГИ, можно с уверенностью сказать, что мы сохраняем свою конкурентоспособность практически по всем направлениям научно-технической деятельности института. Показателем этого являются регулярные контракты с внешними заказчиками, которые приходят к нам с конкретными проблемами по аэродинамике, прочности, динамике и безопасности полета, авиационной акустике, вопросам уменьшения шума, улучшения экологии авиационного транспорта и многим другим.

Приведу только несколько примеров цаговских исследований, которые, на мой взгляд, могут являться символами наших успехов. Я бы отнес к достижениям полученные результаты в области создания новых обликов летательных аппаратов. Это не только продолжение работ по «Летающему крылу», но и концептуальный проект реактивного административного самолета под условным названием «Головастик». Этот летательный аппарат имеет прямое крыло, но при этом позволяет достигать скоростей, соответствующих М 0,82. Нашим ученым удалось продвинуться по скорости и получить достаточно высокие аэродинамические характеристики на режиме крейсерского полета. Возможно применение впоследствии концепции естественной ламинаризации.

Из области газовой динамики я бы отметил результат, который можно смело отнести к достижениям мирового уровня. Специалисты ЦАГИ экспериментально доказали возможность организации и стабильного горения в камерах сгорания гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя на режимах с числами М набегающего потока от 3,5 до 6. Как известно, обеспечение устойчивого горения — это ключевая проблема при создании гиперзвуковых аппаратов разного назначения. Над этой проблемой работает весь мир, группе ученых нашего института удалось найти решение путем применения плазменных и некоторых других технологий, которые не хотелось бы раскрывать раньше времени. Полученные результаты вселяют надежду, что найден ключ к решению одной из самых сложных задач в организации длительного гиперзвукового полета на умеренных скоростях.

В области прочности одной из наиболее ответственных работ являются экспериментальные и расчетные исследования композитного крыла самолета МС-21. Дело в том, что решение о проектировании КМ крыла в КБ было принято в отсутствии должного задела и опыта эксплуатации высоконагруженных композитных конструкций. И сегодня мы интенсивно наверстываем недостающие знания, отрабатываем конструктивные особенности крыла, выдавая необходимые рекомендации по его улучшению. Получено много ценных научных результатов, в том числе и по методике проектирования, и по оценке живучести композитной конструкции при ударных и климатических воздействиях на нее. В целом я бы назвал эти результаты наиболее актуальными.

Также успешно проходит работа с нашими традиционными заказчиками. Целый ряд проектов запущен по модернизации и созданию новой авиационной техники. Это и самолеты — МС-21, МТС, Т-50, Ил-476, и ракеты, и вертолеты Ка-62, Ка-226, Ми-38, ПСВ и многое другое.

В последние годы мы стали более деловитыми и нацеленными на конечный результат. Для оценки уровня получаемых технологий мы начали использовать девятибалльную шкалу, принятую во всем мире. Это помогает лучше понять и нам самим и внешнему по отношению к ЦАГИ миру, на каком этапе исследований мы находимся и когда можно ожидать появления новой, готовой к применению технологии. Система уровней технологической готовности была внедрена в ЦАГИ совсем недавно, и сегодня ее использует в качестве рабочего инструмента вся наша авиационная промышленность.

Значительная часть наших исследований направлена на создание научно-технического задела. Актуальной задачей является разумное сочетание фундаментальных, поисковых и объектно-ориентированных прикладных исследований. В оценке этапа исследований, на котором мы находимся, все-таки не следует забывать, что наша конечная цель — обеспечить улучшение основных целевых показателей авиастроения, таких как уровень безопасности полета, аэродинамической и топливной эффективности, экологичности, связанной с уменьшением уровня шума и эмиссии двигателя.

Думая о будущем, мы попытались заглянуть за горизонт 2020 г. и выявить приоритеты технологического развития авиастроения. В ЦАГИ в сотрудничестве с ведущими научными центрами авиационной отрасли был разработан «Форсайт развития науки и технологий на ближайшие 20 лет», в котором подробно описаны сценарии развития важнейших направлений, связанных с новым обликом летательных аппаратов будущего, технологиями авиадвигателей, авиационного оборудования, включая авионику и другие системы. «Форсайт» касается не только направлений деятельности ЦАГИ, но и других институтов, в том числе ЦИАМ, ГосНИИАС, СибНИА и ГкНИПАС. Технологический прогноз определяет стратегию, на основе которой мы можем уточнить приоритеты исследований на ближайшую перспективу. Такой подход в планировании принят в международном сообществе, и сегодня мы говорим со всеми нашими партнерами, включая зарубежных, на понятном всем языке ближней и дальней перспективы.


  • Сменная рабочая часть АДТ Т-128
  • Группа ученых в АДТ Т-131. Слева направо - А.Николаев, В.Скворцов, А.Курячий, С.Чернышев, В.Иванов
  • Академик О.М. Белоцерковский на семинаре Центра компьютерного моделирования
  • Министр оброзования и науки РФ Дмитрий Ливанов и комиссар ЕС по исследованиям, инновациям и науке Мойра Гейген-Куинн с Сергеем Чернышевым на стенде ЦАГИ во время открытия "Года науки Россия-ЕС 2014" Д. Ливанов, Майра Гейген-Куинн



— Что зарубежные коллеги знают о наших стратегических планах?

— Отвечая на этот вопрос, уместно упомянуть об исследованиях в рамках шестой и седьмой европейских Рамочных программ. ЦАГИ является участником более чем тридцати проектов. Также мы прилагаем усилия по участию в новой технологической программе Европы — Clean Sky («Чистое небо»). ЦАГИ и российская авиационная наука достаточно заметны на европейской научной арене. Известно, что кроме авиации Россия участвует в европейских исследовательских программах в области космоса, биологии, информационных технологий, нанотехнологий и новых материалов. И отрадно, что из всех пяти направлений Еврокомиссия отмечает аэронавтику, как наиболее активно развивающееся. Координатором исследований по аэронавтике (руководителем Национальной контактной точки РФ) является ЦАГИ.

Европейские Рамочные программы — это исключительно значимое для нас направление. Оно важно не столько зарабатыванием денег, хотя и дает дополнительные средства для специалистов, сколько возможностью сверить часы с европейцами, усилить себя в технологическом плане. Упомяну лишь один проект HEXAFLY, который запущен в рамках второго скоординированного конкурса ЕС-Россия. Он связан с разработкой высокоскоростного гражданского летательного аппарата, который будет летать со скоростью, соответствующей числам М 7 или М 8. Понятно, что там масса проблем, связанных с материалами, силовой установкой, ее интеграцией с планером и получением высокой аэродинамической эффективности такого летательного аппарата.

В рамках второго скоординированного конкурса у нас запущены проекты по электрическому самолету (RESEARCH), по новым технологиям управления обтеканием с применением плазменных актуаторов BUTERFLI. Еще одна работа POLAR BEAR — это продолжение проекта ALASKA — исследования технологий создания сеточных силовых конструкций из композитов. ЦАГИ удалось выиграть все конкурсы и в Европе, и по линии министерства, и тем самым подтвердить свое лидерство по этим направлениям в стране и в европейском сообществе.

Также стоит отметить, что 2014 г. объявлен годом науки Европы в России и от нас ожидают новых инициатив. Во время церемонии открытия «Года науки Россия-ЕС 2014» отмечались достижения ЦАГИ в участии в международных европейских программах. Конечно, мы воспользуемся этим для запуска новых проектов в рамках масштабных мероприятий по программам Clean Sky 2 и Horizon-2020. В настоящее время с Минпромторгом прорабатывается вопрос финансирования нашего участия в этих программах.

  • Проекты 6РП и 7РП, в которых ЦАГИ принимал участиеПроекты 6РП и 7РП, в которых ЦАГИ принимал участие


— Как в последние годы развивались отношения ЦАГИ с Российской академией наук?

— Наша программа работ с институтами Академии наук с каждым днем набирает силу. Объем всех работ в 2012–2013 гг. составит около 150 млн. руб. Исследования ведутся по самым актуальным направлениям авиационной науки. Обкатывается целый ряд новых и оригинальных идей. Более десятка из них уже дает обнадеживающие результаты. Направления исследований связаны с новыми способами управления обтеканием, с новыми подходами в создании конструкций из композитных материалов, в том числе с применением нанотехнологий. Решается также целый комплекс задач по совершенствованию вычислительных методов и их верификации. Упомяну в этой связи, что в ЦАГИ создан и действует «Центр компьютерного моделирования» под научным руководством академика О.М. Белоцерковского, в рамках которого работают наиболее продвинутые вычислители ЦАГИ и Академии наук. В поле зрения Центра вопросы моделирования обтекания летательных аппаратов, аэроакустики, прочности композитных конструкций и динамики их разрушения.

К 95-летию нашего института мы подходим в период, когда работа по Федеральным целевым программам плавно переходит в новый формат, так как вступает в действие новая Государственная программа развития авиастроения до 2025 г. и ее составная часть — Национальный план развития науки и технологий. ЦАГИ вместе с ведущими НИИ отрасли принял самое активное участие в разработке Нацплана. Напомню, что одним из важных организационных инструментов успешного освоения Нацплана и проведения комплексных исследований в авиастроении станет Национальный исследовательский центр «Институт Жуковского», утверждение которого произошло на недавнем заседании Правительства РФ.

— Ваши поздравления цаговцам с 95-летием нашего института.

— Прежде всего хочу пожелать успехов в выполнении основной миссии института — быть главным экспертом и генератором новых идей для отечественной авиационной и ракетно-космической промышленности. Для этого нам нужно сохранить и поддерживать хорошую научную форму, не утерять интереса к смелым дерзаниям. Пусть нам сопутствует удача в делах. Хочу, чтобы наши семьи гордились тем, что их близкие работают в главном научном центре страны и чтобы звание сотрудника ЦАГИ звучало гордо, так, как это было на протяжении всей истории нашего славного института. Желаю всем здоровья и благополучия в семьях. Ну а ЦАГИ — высокого уверенного полета. В преддверии Нового года, хочу также пожелать всем работникам института — счастья, улыбок, веселья и удачного старта 2014 г.

Подготовила 
Валерия Панина, 
пресс-служба


Вернуться к списку

Яндекс.Метрика