Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG
Версия для печати

100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: истребитель-перехватчик МиГ-25

5 Марта 2018

  • Визуализация обтекания компоновки самолета типа МиГ-25 в сверхзвуковой аэродинамической трубе (фотоархив ФГУП «ЦАГИ») Визуализация обтекания компоновки самолета типа МиГ-25 в сверхзвуковой аэродинамической трубе (фотоархив ФГУП «ЦАГИ»)
  • Самолет МиГ-25 (фото из сети Интернет) Самолет МиГ-25 (фото из сети Интернет)

Это первый в мире серийный самолет, которому удалось достичь рубежа скорости в 3000 км/ч. Мы говорим о МиГ-25 — дальнем сверхзвуковом высотном истребителе-перехватчике 3-го поколения, созданием которого занималось ОКБ им. А.И. Микояна совместно с учеными ЦАГИ.

Разработка самолета началась в 1961 году. Была поставлена задача — создать крылатую машину, способную достигать больших сверхзвуковых скоростей (соответствующих числам Маха ≈ 3).

Предварительные проработки в ЦАГИ показали целесообразность применения компоновки крыла со сверхзвуковой передней кромкой. Было рекомендовано крыло умеренного удлинения со стреловидностью по передней кромке примерно 42°, с профилем уменьшенной максимальной толщины и носком очень малого радиуса (с целью снижения волнового сопротивления при сверхзвуковых режимах полета). Такая компоновка позволяла также получить приемлемые взлетно-посадочные характеристики.

В соответствии с режимами полета для двигателей МиГ-25 учеными ЦАГИ были разработаны боковые прижатые к фюзеляжу сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники с горизонтальным клином сжатия потока. Все это значительно улучшило характеристики проектируемого истребителя.

При создании этого самолета впервые в отечественной авиации возникла проблема длительного нагрева поверхности в полете. Температуры торможения при числах Маха " 3 на лобовых кромках достигали 300—350°С. Для обеспечения необходимых характеристик прочности и ресурса специалисты ОКБ А.И. Микояна создали уникальную конструкцию планера из стали (80%), титана (8%) и других материалов (12%). В ЦАГИ были проведены соответствующие исследования прочности элементов конструкции в условиях нагрева под воздействием аэродинамических нагрузок.

МиГ-25 поднялся в воздух 6 марта 1964 года. На этом самолете было установлено несколько десятков мировых авиационных рекордов скорости, высоты и скороподъемности, в том числе абсолютные. Некоторые из них до сих пор не «побиты», например, выход на динамический потолок, намного превосходящий статический.

На основе МиГ-25 был создан существенно модифицированный вариант самолета — МиГ-31. Самолеты-перехватчики этого типа в настоящее время не имеют аналогов в мире.

Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»
(495) 556-40-32
(495) 556-40-38
press@tsagi.ru

Вернуться к списку

Яндекс.Метрика