Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG
Версия для печати

85 лет первой аэродинамической трубе ЦАГИ

29 Декабря 2010

31 декабря исполняется 85 лет со дня ввода в эксплуатацию первой аэродинамической трубы ЦАГИ Т-1-2, расположенной на улице Радио в Москве. К моменту создания эта уникальная установка была самой большой в мире.

Постройка Т-1-2 была осуществлена по идее Б. Юрьева и Г. Мусинянца под руководством A. M. Черемухина. В ней можно было испытывать фюзеляжи одномоторных самолетов, радиаторные установки, поплавки и другие элементы летательных аппаратов. Т-1 была оборудована четырехкомпонентными весами. Для Т-2 был создан винтовой прибор, приборы для изучения штопора самолета и установка для определения вращательных производных.

Первыми в трубе были исследованы профили крыльев, которые ранее проходили испытания в лаборатории Жуковского и за границей, а также модель самолета Фоккер. Эти опыты показали, что характеристики Т-1-2 соответствуют данным, получаемым в зарубежных трубах. С 1927 г. труба Т-1-2 стала обслуживать авиапромышленность, для чего в ЦАГИ была образована специальная секция аэродинамики самолета.

В довоенные годы под руководством выдающихся ученых ЦАГИ С. А. Чаплыгина, М. А. Лаврентьева, А. К. Мартынова, М. В. Келдыша, Л. И. Седова, А. Н. Туполева здесь испытывались модели самолетов: К-5, К-7, ДБ-3, И-1, И-5, И-16. В 50-х гг. прошлого века В. В. Белостоцкийи А. Лотов в АДТТ-1-2 работали над проектами будущих экранопланов.

«В настоящее время эта старейшая аэродинамическая труба ЦАГИ используется для исследований объектов промышленной аэродинамики, таких, например, как модели монументов Зураба Церетели, скульптуры «Рабочий и колхозница», модели множества высотных зданий, в том числе комплекса «Москва-Сити», прокомментировал начальник отдела промышленной аэродинамики ЦАГИ Александр Айрапетов.

Аэродинамическая труба Т-1-2 — это установка с двумя рабочими частями закрытого типа восьмигранного сечения. Первая рабочая часть (T-1) имеет диаметр вписанного круга 3 м, скорость потока при наличии хонейкомба (хонейкомб — пластинчатая решетка в канале трубы для выравнивания потока) 60 м/с, без хонейкомба до 100м/с. Вторая рабочая часть (Т-2) имеет диаметр вписанного круга 6 м со скоростью потока с хонейкомбом 27 м/с. Оборудование весов Т-1 специальной подвеской двух зеркально симметричных относительно горизонтальной плоскости моделей позволяет изучать влияние близости земли на аэродинамические характеристики ЛА на предельно малых высотах.

Специальная колебательная установка в рабочей части Т-1 может использоваться для непосредственной оценки ветровой устойчивости высоких строительных сооружений. В рабочей части Т-2 имеется уникальный винтовой прибор, дающий возможности получать характеристики вертикально-осевой ветротурбины во всем диапазоне ее быстроходности.

На фото: здание «Федерация» комплекса «Москва-Сити» и модель скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница» в РЧ Т-1.


Вернуться к списку

Яндекс.Метрика