Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG
Версия для печати

91 год Центральному аэрогидродинамическому институту

1 Декабря 2009

1 декабря 2009 года Центральному аэрогидродинамическому институту имени профессора Н.Е. Жуковского, исполняется 91 год.

ЦАГИ — один из крупнейших авиационных научных центров мира, где успешно решаются самые сложные задачи фундаментального и прикладного характера. Уникальные экспериментальные установки института позволяют проводить исследования в области аэродинамики и динамики полёта, систем управления, прочности и аэроупругости перспективных летательных аппаратов (ЛА), гидродинамики и гидроакустики. ЦАГИ разрабатывает программное обеспечение и осуществляет сертификацию летательных аппаратов.

Из отделов ЦАГИ в 30—40-е годы был организован целый ряд научно-исследовательских институтов, это ЦИАМ, ВИАМ, ЛИИ, СибНИА и т. д. В Центральном аэрогидродинамическом институте в разные годы плодотворно трудились выдающиеся учёные, академики — С.А. Чаплыгин, А.Н. Туполев, С.А. Христианович, М.В. Келдыш, В.В. Струминский, Г.П. Свищёв, А.И. Макаревский и многие другие.Практически все образцы отечественной авиационной и ракетно-космической техники создавались на базе научных изысканий, проводимых специалистами ЦАГИ. На основе разработанных в ЦАГИ суперкритических крыльев совместно с опытными конструкторскими бюро (ОКБ) было создано семейство современных магистральных самолётов Ан-124, Ил-96, Ту-204 и Ту-334. Исследования ЦАГИ по облику сверхзвуковых маневренных истребителей воплотились в МиГ-29, Су-27, МиГ-31 и их различных модификаций. Учёные ЦАГИ вместе со специалистами ОКБ провели исследования при создании усовершенствованных вертолётов Ми-26, Ми-24, Ка-50, Ка-60 и др. Значительный успех был достигнут и в ракетном авиационном вооружении. В институте была отработана компоновка воздушно-космического самолёта «Буран». Теплозащитные материалы и покрытия системы «Энергия-Буран» были выбраны в результате многочисленных экспериментов, проведённых в лабораториях ЦАГИ.

В аэродинамических трубах ЦАГИ также проходили испытания автомобили, железнодорожные составы, поезда метрополитена и аппараты на воздушной подушке. Исследовались ветровые нагрузки на высотные здания, мосты, крупногабаритные оболочки. В ЦАГИ проходили аэродинамическое обследование модели таких сооружений, как скульптура «Родина-мать зовёт» на Мамаевом кургане в Волгограде, монумент Победы на Поклонной горе в Москве, мосты через реки Белую, Обь и Москву, высотные здания международного делового центра «Москва-Сити».

ЦАГИ сотрудничает более чем с 50 ведущими зарубежными аэрокосмическими фирмами и научными центрами Европы, Америки и Азии. Среди партнёров ЦАГИ такие компании, как Boeing, Lockheed Martin, EADS, General Electric, Embraer, Airbus, Snecma, Dassault Aviation, BAE Systems, Alenia Aeronautica, KARI, HAL, ADA; ведущие мировые научно-исследовательские центры — NASA, ONERA, DLR, NLR, CIRA, CAE, CARDC, NAL, KIST. За последние десять лет специалисты ЦАГИ выполнили свыше 300 контрактов и грантов с зарубежными фирмами и научно-исследовательскими центрами в области авиационных и аэрокосмических исследований и разработок.

За большой вклад в развитие авиационно-космической науки и техники ЦАГИ награждён орденом Трудового Красного Знамени (1926 г.), орденом Красного Знамени (1933 г.), орденом Ленина (1945 г.), Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1968 г.), орденом Октябрьской Революции (1971 г.). В 1994 г. Постановлением Правительства РФ ЦАГИ присвоен статус Государственного научного центра Российской Федерации № 1. В 1998 г. ЦАГИ объявлена Благодарность Президента Российской Федерации.


Вернуться к списку

Яндекс.Метрика